Преимущества соцсетей несопоставимы с их недостатками
Массовое пользование интернетом создаёт целый кладезь информации о поведении людей. Технологии и социальные сети – это инструменты, которые позволяют нам общаться и разговаривать. Мы хотим знать всё и делиться всем, что доступно нашему полю зрения и над чем мы размышляем, и именно этим мы занимаемся целыми днями. Чтение, просмотр видео и обмен мемами – всё это приумножает количество информации. Пандемия и карантин вместе с интернет-бумом и распространением мобильных телефонов привели к тому, что СМИ перестали быть повседневным инструментом и превратились в некий образ жизни. Мы живём в цифровом и мультимедийном обществе, в котором только и делаем, что постоянно потребляем данные, информацию, знания и тому подобное. И делаем это бесконечно, что приводит к так называемой "трансмедиации" контента. Но вся эта информация всё шире и шире распространяется, а не ограничивается "карантином". Интернет – подражатель современности, свободы и гибкости. Ожидание нам даётся трудно, приходится проявлять терпение, а интернет и телефон облегчают нам жизнь. Тем не менее все эти бесконечные блага тоже представляют опасность. Рассмотрим самые значимые из них.
- Вы теряете свою свободу. Социальные сети, особенно Facebook, стараются отслеживать все наши действия: чем мы делимся, что комментируем, что нам нравится, куда мы ходим. "Теперь мы все – лабораторные зверьки", и мы являемся частью бесконечного эксперимента рекламодателей, которые отправляют нам свои сообщения, когда мы наиболее восприимчивы к ним. 15 мая 2021 года WhatsApp изменил свою политику конфиденциальности, и если вы не примете её, то ваш аккаунт будет удалён.
Это событие имеет и политические последствия: группы, распространяющие фальшивые новости, оказались в "цифровом пространстве, созданном для того, чтобы помочь рекламодателям достичь своей целевой аудитории с помощью сообщений, доказавших, что они привлекут их внимание". Для сети Facebook не имеет значения, являются эти "рекламодатели" компаниями, которые стремятся продать свою продукцию, политическими партиями или распространителями фальшивых новостей. Система одинакова для всех, и она становится лучше, "если люди злы, одержимы и обособлены".
- Вы забываете, что такое счастье. Несмотря на возможности связи, которые предлагают социальные сети, на самом деле мы страдаем от "растущего чувства изолированности" по таким разным причинам, как "безумные стандарты красоты или социального положения, а также из-за уязвимости перед абьюзерами". Нет ничего более неприятного, чем чувствовать себя одиноким в толпе. Толпы лиц, которые, с другой стороны, даже не замечают вашего отсутствия.
Алгоритмы распределяют нас по категориям и упорядочивают наши предпочтения в зависимости от наших друзей, подписчиков, количества лайков и ретвитов, а также от количества наших постов… "Внезапно вы и другие люди вовлекаетесь в огромное количество соревнований, в которых вы и не хотели участвовать". Речь идёт о критериях, которые кажутся нам незначительными, но которые в конечном итоге оказывают влияние на нас в реальной жизни: "Будь то новости, которые мы слушаем, или тот, кто представляется нам как возможный спутник, или товары и услуги, которые нам предлагают". Они также могут повлиять на будущую работу: многие менеджеры по персоналу находятся в поиске сотрудников в компании Facebook и Google.
Согласно исследованиям нейронаук, прибыль таких платежеспособных компаний, как Netflix, заключается во времени, которое мы, словно загипнотизированные, проводим на их платформе. Они привлекают наше внимание. Они бьют по нашим уязвимым местам и прилагают максимум усилий, чтобы мы привыкли к платформе. Их цель – заставить нас забыть о сне, мечтать, размышлять. Они играют с нашей самооценкой, максимально улучшая наш внешний вид, используя очарование, которое мы хотим вызвать у других. Следить за другими – это наша слабость, которая поощряется такими программами, как Instagram, где все делятся контентом, который можно редактировать. Лайки и подписчики – это валюта, на которую обменивается наше социальное признание. Каждый поступок подлежит общественной количественной оценке. Жизнь задумана только для того, чтобы её показать, а не прожить. Сети – это большое самовлюбленное болото. В сетях знакомств они пользуются отчаянием людей, которые являются лёгкой мишенью, с помощью неэтичной политики они заставляют пользователей оставаться надолго и представляют им воображаемых кандидатов, чтобы держать их в напряжении и продолжать оптимизировать потраченное время и данные.
"Внутри каждого из нас сидит вымышленное существо (тролль)". В контексте социальных сетей мнения поляризуются, и зачастую дискуссии становятся не возможностью диалога, а стремлением набрать лайки, поставив других в неловкое положение, так называемая "антидиалектика БУМ". Американский учёный Джарон Ланье задаётся вопросом о таком поведении: "Так ли вы милы, как хотели бы быть на самом деле?"
- Они подрывают истину. Наиболее безумные теории заговора часто возникают в социальных сетях, где они распространяются со скоростью света, часто при помощи ботов, "прежде чем появиться в глобальных СМИ".
- Они лишают вас способности сопереживать. В Facebook, например, новости появляются на главной странице в зависимости от людей и СМИ, за которыми мы следим, а также в зависимости от контента, который нам нравится. В результате этого в сетях мы часто имеем доступ только к своему собственному кружку, то есть ко всему тому, что нам известно, с чем мы согласны и что доставляет нам комфорт.
Иными словами, мы видим не другие идеи, а только их смешные образы. И в результате, вместо того чтобы попытаться понять причины, стоящие за другими точками зрения, мы группируемся с единомышленниками, и вести диалог становится всё более и более трудным.
- Они не хотят, чтобы вы были обеспечены в экономическом плане. Речь идёт о так называемой "догме" веры в то, что "если программное обеспечение не является свободным, оно не может быть открытым". Считалось, что реклама является способом решения этой проблемы.
- Возможность того, что наше участие в гражданских и общественных движениях станет менее значимым. Нам больше не нужно становиться волонтёрами или делать пожертвования, нам достаточно просто писать об этом в Twitter.
- Вы всё меньше возмущаетесь: поскольку возмущаться легко, может наступить момент, когда мы не сможем различать настоящие обиды от вещей, которые нам просто неприятны. Приведём известный всем пример: на самом ли деле анонимный аккаунт с небольшим количеством подписчиков в Twitter, опубликовав всем знакомые шутки о Карреро Бланко, вызвал негодование? Или же это происходило в романе Джорджа Оруэлла "1984", где персонаж вызвал двухминутки ненависти без каких бы то ни было последствий, которые умиротворили тех, кто был бы полностью сбит с толку, шатаясь из стороны в сторону?
- Наши мнения склонны к поляризации. Сами сети позволяют нам объединяться в так называемые эхокамеры с похожей аудиторией. Или, как пишет американский психолог Джонатан Хайдт в книге TheRighteous Mind, мы присоединяемся к "политическим группировкам, которые разделяют наши нравственные устои". Другими словами, речь идёт о знаменитом "пузыре фильтров", который разработал американский интернет-активист Илай Парайзер. В итоге мы привыкаем общаться с аудиторией, с которой наши взгляды сходятся, стремясь прежде всего получить так называемое "денежное поощрение" или, по словам Бергера, "социальную валюту". Иными словами, вместо того чтобы начать общаться, мы хотим набрать оценку у своей аудитории. Глубоким разговорам, преодолевающим идеологические барьеры, практически нет места в социальных сетях.
- И наконец, страх выразить несогласие, боязнь задеть чувства, иметь другое мнение, делают нас всё более "политкорректными". Существует единый образ мышления, и нам всем известно, каковы его догмы. Если мы осмелимся выразить отличное от других мнение, нас быстро воспримут за потенциально опасных людей, а великое медиапространство, частью которого являются социальные сети, быстро и безжалостно исключит пользователя с другим мышлением.
Эхокамеры
Англичане называют эхокамерой то, что означает звукоизолированное помещение и подразумевает резонаторный ящик, где всё, что вы слышите, – это ваш собственный голос, отражающийся от стен. Этот термин всё чаще встречается в технической литературе для описания способа, которым мы информируем себя. Огромные объёмы данных (Big Data), собираемые монополиями огромных держав в Сети, подпитывают наши предрассудки и убеждения.
Притеснения, ненависть и фальшивые новости характеризуют состояние социальных сетей во времена пандемии. Владельцы макроплатформ (GAFA – это имена, используемые для описания четырёх или пяти американских транснациональных онлайн-сервисов или компьютерных и программных компаний, которые доминировали в киберпространстве в течение 2010-х годов: Google, Amazon, Facebook, Apple и иногда Microsoft) до сегодняшнего дня были озабочены только оптимизацией своих бизнес-моделей и отодвинули на второй план всевозможные трудности, которые могут возникнуть в ответ на агрессию против тех, кто мыслит иначе.
Очевидно, что политические деятели не только игнорируют проблемы, возникшие на этих платформах, но и решили использовать эти инструменты для искажения информации и манипулирования "сетевым обществом". К этому добавляются споры о "пузыре фильтров" или об эхокамерах, которые показывают нам, что социальные сети не так демократичны, как мы думали, поскольку именно Сеть решает за нас, что нам нужно видеть и о чем нам нужно думать.
Все началось в марте 2009 года, в тот день, когда Google, Facebook, Netflix и Amazon решили создать персональные профили для каждого пользователя и фильтровать результаты поиска.
Алгоритмы, которые используют социальные сети, позволяют собирать точную информацию: некий цифровой след, который оставляет после себя каждый пользователь, будь то поиск в Google или же отметка like на Facebook. Это, в свою очередь, позволяет добыть о нём так много информации, что алгоритмы узнают его лучше, чем его собственные родители, и это помогает предложить ему видение мира, соответствующее его предпочтениям и потребностям. Таким образом, один и тот же термин, введённый двумя разными людьми в поисковой системе, не даст одинакового количества или одинаковых результатов для одного и для другого, но он будет адаптирован в соответствии с тем, что известно о каждом из пользователей, поскольку, в частности, благодаря психографической сегментации, которая является инструментом, предоставляющим бренду или в данном случае политическим партиям возможность разделить свой рынок на группы, основанные на личности каждого избирателя, – система позволяет классифицировать людей в соответствии с их ценностями, образом жизни, позицией или типом личности.
В условиях жёсткой конкуренции психографическая сегментация может выделить вас среди конкурентов и лечь в основу успешных маркетинговых стратегий. Лучшее понимание психологических особенностей потребителей (избирателей) может привести к разработке гораздо более ориентированных на спрос, более ценных посылов.
Психографическая сегментация может значительно помочь при определении конкретных потребностей потребителей, оптимизации ресурсов в стратегиях кампаний и поиске дополнительных возможностей для передачи посылов, затрагивающих эмоции пользователя.
Ещё одним следствием сетевых эхокамер является растущий дефицит эмпатии, который в наше время проявляется гораздо сильнее, поскольку на сегодняшний день существует тенденция воспринимать жизнь только в пределах нашего собственного пузыря. Потребность воспринимать только то, что мы читаем в интернете и не видим собственными глазами, в дополнение к тому, что мы видим и переживаем в повседневной жизни, снижает нашу способность принимать людей, которые, с нашей точки зрения, мыслят иначе или действуют даже радикально. Фактически любой, кто выступает с речами, которые можно принять за угрожающие из-за единственного только несогласия с мнением большинства, подвергается наказанию.
Мы живем в мире, где суверенитет потребителя превалирует над другими атрибутами и где такие компании, как GAFA, которые в принципе предлагают бесплатные услуги, затем по системе аренды сбывают и продают их тому, кто больше заплатит, таким образом, способствуя появлению такой маркетинговой стратегии, как "микротаргетинг", который использует персональные данные пользователя и демографические данные для выявления интересов конкретных людей или очень маленьких групп единомышленнико, с целью повлиять на их отношение и поведение.
Самое главное для либеральных политических деятелей – быть на виду в социальных сетях, быть на виду в хорошем или плохом смысле. Так, публикация возмутительного поста в социальных сетях помогает им начать дебаты и полемику: неважно, в поддержку или против них, важно просто определить повестку дня, и они делают это, вызывая возмущение и недовольство.
Хуже всего то, что мы с наивностью и безграмотностью глядим на всё то, что сети творят с нами на психическом уровне. Главный вопрос: удастся ли нам вернуть контроль над своей жизнью? Оптимальным вариантом было бы воспользоваться преимуществами технологии, не попадая в ловушку сетей и не впадая в зависимость от них. Технологии должны служить созиданию, быть помощниками человечества, а не наоборот. Они не предназначены только для производства и потребления. Что не является законным, так это то, что всё больше семей используют мобильный телефон, чтобы следить за своим чадом и контролировать его, а дети, в свою очередь, раньше учатся управлять пальцем на экране, чем испытывать настоящие чувства. Мы не можем замкнуться в своём собственном мире. Нужно прожить эту жизнь, а не создавать имитацию или некий заменитель её.
Мария дель Пилар Солер Гордильс