Является ли поток хаотичного контента в информационных лентах случайным или создаётся целенаправленно? Какие угрозы он несёт пользователям? Какие дополнительные возможности открывает перед владельцами платформы? Какие алгоритмы соцсетей продвигают низкокачественные материалы и обеспечивают доминирование «информационного фастфуда»?
Рассмотрим ситуацию и ответим на поставленные вопросы на примере социальной сети ВКонтакте. Проанализируем логику наполнения информационных лент, выявим основные алгоритмы, влияющие на их содержание. В других соцсетях ситуация во многом аналогичная.
Если почитать комментарии подписчиков в официальном сообществе «ВКонтакте с авторами», то практически под всеми записями в адрес руководства ВК звучат одни и те же претензии, которые сводятся к следующему:
-
алгоритмы информационных лент продвигают неадекватный контент
-
новостные ленты пользователей формируют хаотичный поток
-
невозможно понять логику работы «умных лент» и рекомендательных алгоритмов
Авторы часто жалуются также на потерю охватов их сообществ и страниц, читатели сообщают о том, что в их лентах не отображаются записи групп, на которые они подписались. Администрация ВК публикует стандартные ответы для творцов в стиле «пробуйте разные форматы записей, вовлекайте аудиторию», а для читателей – «больше реагируйте на публикации, чтобы алгоритмы запоминали ваши интересы». Эти шаблонные ответы вызывают лишь раздражение подписчиков, так как на практике они не решают ни одну из перечисленных проблем.
Многое запрограммировано алгоритмами платформы, которые являются негласными «правилами игры» для миллионов пользователей. И с уровня обычных читателей или авторов далеко не всегда можно качественно изменить ситуацию. Поэтому рассмотрим детальнее алгоритмы ВК, связанные с наполнением информационных лент и ставшие причиной перечисленных проблем.
Причины хаотизации лент ВКонтакте
1. Настройка алгоритмов лент на продвижение эмоционального контента
Система голосования за записи ВКонтакте и в других соцсетях выстроена через эмоции, пользователей приучают ставить лайки и смайлики. При этом с точки зрения работы системы голосования даже не имеет значения, какие эмоции вызывает пост – положительные или отрицательные, потому что независимо от выбранного смайлика число «лайков» у записи только вырастает.
Ориентируя пользователей на эмоциональное восприятие информации, сервис ВКонтакте нарушает одно из базовых правил медиагигиены, которое кратко можно сформулировать так «чем больше эмоций – тем меньше адекватности».
При этом алгоритмы голосования сделаны так, чтобы продвигать любой эмоциональный контент. По сути, это прямое поощрение хайпа и провоцирования дрязг, скандалов, споров. Если бы негативные эмоции в системе голосования занижали показатели поста и «счётчика лайков», в этом была бы хоть какая-то логика и поощрение пусть не обязательно «полезного», но хотя бы «эмоционально позитивного» контента. Однако мы видим систему реакций, ориентированную именно на поощрение любых эмоций.
Результатом реализованного алгоритма голосования является ухудшение качества информационных потоков. Происходит это потому, что система продвигает то, что сильнее провоцирует аудиторию. Видя или чувствуя эту ситуацию и сами авторы начинают думать не столько о полезности создаваемых ими записей, сколько об эмоциональном воздействии на подписчиков.
Показательный пример одного из официальных бесплатных обучающих курсов ВКонтакте. Такие приглашения администрация ВК рассылает руководителям сообществ:
ВК массово обучает авторов хайповать, а не создавать полезный контент.
В норме система оценки должна быть основана не на эмоциях, а на других критериях – например, «достоверность», «полезность», «качество смыслов», «актуальность» и так далее. Использование таких критериев стимулирует у пользователей вдумчивое восприятие информации, запуск критического мышления и процессов анализа информации. Оценка через эмоции в большей степени поверхностна и не требует мыслительного труда.
2. Поощрение клипового контента
ВКонтакте уже несколько лет усиленно навязывает своей аудитории «клипы» и «истории», создавая для них отдельные разделы, поощряя авторов за их использование, принуждая сообщества к наполнению этих разделов ради монетизации. Такая политика также ведёт к замусориванию лент малосодержательными материалами и формированию клипового мышления у массовой аудитории.
Клиповый контент в силу своей краткости всегда более хаотичен и сильнее ориентирован на эмоции, чем целостные статьи и видеоролики. Авторы клипового контента вынуждены использовать быструю анимацию и различные психологические уловки, чтобы эффективно привлекать и удерживать внимание пользователя с первых кадров.
Поэтому клиповые форматы должны не поощряться, а наоборот занижаться алгоритмами платформ и общей политикой руководства, во всяком случае, если оно заботится об интеллектуальных способностях аудитории. К сожалению, соцсеть ВКонтакте действует противоположным образом.
В мобильном приложении ВК раздел клипов удостоился отдельной кнопки в главном меню, что обеспечивает большой поток просмотров этому типу контента и его создателям. Отдельной кнопки или раздела для «Статей» нигде нет, хотя такой формат в ВК тоже представлен.
3. Искусственная стимуляция массовых подписок
С момента своего создания ВКонтакте активно стимулирует своих подписчиков добавлять друг друга «в друзья», одновременно автоматически оформляя подписку на новости «нового друга». Надо понимать, что «друг в реальность» и «друг в соцсети» – это обычно очень разные понятия, и большинству из нас нет никакой надобности через свою ленту следить за жизнью сотен людей, с которыми мы когда-то переписывались в ВК.
Такая политика соцсети привела к тому, что количество «френдов», а заодно и источников новостей из серии «как я провёл лето», у стандартного пользователя превышает сотни, а иногда и тысячи.
Проблему можно было бы решить, сделав функцию подписки отдельной, несвязанной с добавлением «в друзья». Также благотворное влияние оказал бы лимит максимального количества друзей (он и сейчас есть – 15 тысяч, что явно слишком много), либо создание отдельной сущности «контакты», чтобы пользователи не добавляли всех подряд «в друзья», а для регулярного или временного общения добавляли друг друга в «контакты». Всего этого сделано не было.
Никаких ограничений не было поставлено и на оформление подписок на сообщества, страницы, группы. За несколько лет использования соцсети их число тоже у большинства превысило разумные лимиты, которые пользователям путём введения ограничений можно было бы помогать контролировать и отслеживать.
Оба этих процесса привели к нарушению ещё одного базового принципа медиагигиены, связанного с обязательным ограничением количества источников и сортировкой входящих новостных потоков.
4. Смешение разнокачественных источников в ленте подписок, подавление сообществ
Общий сумбур в ленты ВК добавляет и то, что указанные принципиально разные «источники» (друзья и сообщества) по умолчанию смешиваются в единый поток, который называется «Лента». При этом если для «Друзей» и их фотографий есть отдельные вкладки, то для «новостей сообществ» такой вкладки нет, в результате новости сообществ откровенно подавляются. Посмотреть список новых публикаций групп просто негде.
Это странно, так как подписка на сообщества статистически была в большинстве случаев более сознательным решением пользователей, чем подписка на ленту друга, которая происходит автоматически при «добавлении в друзья» без изучения содержания стены пользователя. Поэтому именно сообщества должны были бы стать приоритетным источником новостей, но на практике ситуация иная.
Подробнее про подавление сообществ можно прочитать в статье «Обсуждаем алгоритмы ВК. Куда пропали охваты?»
Кроме того, важно понимать, что сформированная на сегодня мода на развитие личного бренда по своей сути деструктивна. Она строится на выставлении своей жизни напоказ (что неэтично), на популяризации своей персоны, а не того дела, которым занимается человек. Главным внешним генератором этой моды в обществе является шоубизнес и алгоритмы соцсетей. Те же новостные ленты ВК сегодня поощряют не проектную деятельность, не коллективные сообщества, а развитие «личных брендов» и «индивидуальных страниц».
Вдобавок в главную ленту с подписками попадают и все репосты пользователей, что неправильно. Репосты – это по сути рекомендации от страниц, на которые я подписан, и их логично было вывести в отдельный раздел «рекомендаций». Эту тему далее рассмотрим более подробно.
Стоит отметить, что в ВК есть ручной функционал сортировки своих подписок по тематическим папкам, который позволяет провести нужную настройку источников и не получать новости в хаотичном порядке. Но доступна эта возможность только на ПК, реализована технически неудобно, и многие о ней даже не знают. Это приводит к тому, что большинство просматривают свою ленту подписок в режиме «по умолчанию».
5. Непрозрачная логика работы рекомендательных алгоритмов
В основных вкладках мобильного приложения «Новости», «Клипы», «Видео» помимо информационных лент, сформированных из подписок пользователя, есть также разделы с рекомендованным контентом «Для вас» и «Тренды».
Рекомендательные ленты распределены только по форме контента, но никак не структурированы по источникам рекомендаций, из-за чего пользователь в принципе не может понять, по какому принципу та или иная запись попадает к нему в ленту.
Если пользователь не понимает, как работает какая-то рекомендация, то он не может её контролировать, управлять ей.
При таком подходе человек, либо утрачивает часть своей субъектности, потому что не он формирует свой информационный фон, либо вынужден полностью отказаться от раздела «рекомендаций», что способствует «капсулированию» в своём медиапространстве и формированию так называемых «информационных колодцев».
Обратите внимание на то, как много рекомендательных лент предлагается пользователю.
Альтернативный формат работы рекомендательной системы может быть следующий. Рекомендательная лента должна быть разбита на подразделы, каждый из которых формирует список записей по своей уникальной логике. Эта логика объясняется пользователю в каждом разделе и для каждого раздела есть свои инструменты настройки получаемых рекомендаций.
По такому принципу создаются рекомендательные алгоритмы блогплатформы «Думайте». Их можно изучить в качестве альтернативы в статье по ссылке.
6. Рекламные записи, встроенные во все информационные ленты
Ещё одним потоком неконтролируемого контента, постоянно попадающего в поле зрения пользователей, служат рекламные записи. Реклама, стилизованная под обычные публикации, искусственно внедряется во все новостные и рекомендательные потоки в огромном количестве (каждая пятая или каждая третья запись) и повышает общий уровень происходящего хаоса.
Если сравнить процесс потребления информации с потреблением пищи, то подобное неэтичное использование рекламы можно уподобить тому, как человеку каждую минуту подсовывают со стороны ложку с едой, которую он не планировал кушать и качеству которой нет никаких оснований доверять.
При этом администрация ВК и здесь не соблюдает никаких этических ограничений. Например, позволяет себе в рекламе использовать даже таких аморальных исполнителей как Инстасамка и Элджей, способствуя продвижению их творчества среди молодёжи.
Какие смыслы транслирует песня «За деньги да» и творчество Инстасамки? Этична ли такая реклама?
Что в итоге
Всё перечисленное приводит к тому, что новостные ленты большинства пользователей соцсети ВКонтакте выглядят сумбурно и хаотично:
-
по форме в них доминирует клиповый фото- и видеоконтент;
-
по содержанию ленты наполнены эмоциональным неполезным «информационным фастфудом»;
-
остлеживать свои подписки на интересующие сообщества и каналы неудобно;
-
огромная часть медиапотока попадает к пользователям непонятным для них образом.
В такие информационные ленты достаточно легко «залипать», потребляя всё подряд и превращая свою психику в мусорную свалку, но ими практически невозможно или как минимум неудобно пользоваться в сознательном режиме для регулярного отслеживания какой-то значимой информации, формирования полезного и развивающего информационного фона.
Особенно вредной такая среда является для детей, волевые и мыслительные навыки которых ещё не позволяют им пойти вопреки алгоритмам и в ручном режиме создать для себя благоприятную атмосферу.
Дети плывут по течению, регулируемому с уровня алгоритмов платформы, и это течение погружает их в мусорные потоки «информационного фастфуда», доминирующего в лентах ВК.
Кто-то скажет, что «ВКонтакте не для детей», но по факту миллионы детей уже ежедневно пользуются соцсетью, и о них стоит подумать.
Некоторая часть взрослых авторов и читателей по причине низкого качества информационных лент переходит в Телеграмм и начинает получать новости оттуда. Однако Телеграмм – это мессенджер, он не может полноценно заменить собой социальную сеть, и закрывает лишь пару важных функций по формированию подписок на интересующие каналы и личной переписке. Спектр функций социальной сети гораздо шире.
Призывы пользователей исправить ситуацию с хаосом в лентах регулярно звучат в официальных сообществах ВКонтакте и даже представляют одну из главных тем в комментариях, но руководством соцсети они игнорируются.
При этом важно понимать, что если для обычных пользователей хаос в лентах – это однозначно плохо (нарушает целостность восприятия, способствует формированию калейдоскопа в голове и клипового мышления, ориентирует авторов на производство «информационного фастфуда»), то для создателей системы хаос может быть целенаправленно сформированной средой.
Именно в условиях хаоса легче скрыто и более масштабно продвигать свою повестку и нужных блогеров, «звёзд» шоубизнеса, внедряя их контент в ленты пользователей под видом «рекомендаций», «топов», «трендов» и «интересного». Хаос создаёт больше возможностей для манипулирования аудиторией, тем более, если эта аудитория с детства привыкает потреблять всё подряд, да ещё и в клиповом формате.
Технология этого процесса раскрыта в видеоролике:
Платформа ВКонтакте – это на данный момент главная социальная сеть России, значение которой в перспективе будет дальше возрастать. Протекающие в ней процессы, их логика и общая направленность имеют прямое отношение к безопасности государства и развитию различных тенденций в обществе.
По этой причине алгоритмы ВК, формирующие информационное пространство миллионов пользователей, должны публично обсуждаться и под влиянием запроса общественности улучшаться так, чтобы способствовать развитию аудитории, а не её деградации.
Одним из частных элементов этого процесса должно быть снижение хаотичности новостных лент пользователей.
Ситуацию осложняет то, что по факту «ВКонтакте» на сегодняшний день является монополистом в России и может спокойно навязывать свои условия, особо не обращая внимания на недовольство аудитории, потому что уходить пользователям некуда. Соцсеть «Одноклассники» принадлежат ВК и там ситуация аналогичная или даже хуже, поэтому альтернативой эта платформа не является.
Алгоритмы интернет-платформ – это неоглашаемые и часто даже не обсуждаемые «правила игры». Кто устанавливает эти правила? На чьи интересы они работают? Как и с какой целью их можно изменить? Давайте вместе размышлять над этими вопросами и создавать новые правила.