Председатель Комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков провел заседание на тему «Искусственный интеллект и СМИ: возможности, опасности и перспективы». Обсуждалось перспективы развития прессы в условиях расширяющегося применения искусственного интеллекта. В этой дискуссии наиболее важным нам показалось мнение ведущего IT-специалиста страны и разработчика нейросетей Игоря Ашманова – о том, что нейросети являются отличным инструментом переноса ответственности западных корпораций и явно враждебных России сил в части промывания мозгов пользователей соцмедиа. И законодательные ограничения в этой сфере конечно же необходимы.
Сенатор Александр Пушков начал встречу с рассказов о «хрустальных замках» банкстера-трансгуманиста Германа Грефа:
«Герман Греф, один из энтузиастов внедрения ИИ, ответил на мой вопрос – какие есть гарантии того, что нам удастся сохранить контроль над ним? Он сказал, что не верит в то, что ИИ может быть опасен для человека. Но «верю – не верю» в данном случае вызывает вопросы. Думаю, что эта тема пока еще не проработана. И конечно же важно, как будут существовать СМИ в контексте развития ИИ», - отметил сенатор.
Пушков отметил, что ИИ может легко выстраивать информационную повестку и цензуру в нужном определенным силам ключе, не разбираясь в нюансах. Он привел примеры с правыми, консервативными партиями в ЕС, за которые голосуют миллионы избирателей, однако лево-либералы в СМИ давно повесили на них ярлык – «ультраправые». И этот ярлык воспроизводят многие журналисты в России. Также в качестве примеров была озвучена травля Саддама Хусейна, у которого якобы имелось смертельное для США оружие и т.д.
«Кто даст гарантию, что ИИ будет формировать новости, мнения, оценки тех или иных событий, что он будет действовать на основании той системы взглядов, которую мы считаем верной? Нам важно понять, куда сегодня движутся процессы, и насколько эта сфера важна для законодателей. Возможно, она просто нуждается в мониторинге, а может, пора и законодательно вмешиваться», - задался вопросом Пушков.
Игорь Ашманов, член СПЧ, президент компании «Крибрум», один из разработчиков ИИ рассказал о самых острых проблемах в истории его внедрения:
«С моей точки зрения, как разработчика, разговоры про «сильный ИИ», про то, что он вот-вот обретет сознание, подобное человеческому – это ерунда. Главной угрозой являются злые и очень умные люди, которые пользуются ИИ как инструментом. И в первую очередь – это наши враги. Потому что такой подход, что, дескать, «взяли какие-то нейросети, научили их на каких-то текстовых шаблонах…» - не соответствует действительности. На самом деле американские корпорации для своих цифровых платформ нанимают каких-нибудь негров или индусов, которые тренируют ИИ по определенным методичкам. И таких индусов – десятки тысяч у одной платформы. И в этой методичке и зашита вся западная повестка.
А в нашей стране просто нет такого количества железа, на котором можно было бы все это обсчитать. Вы читали твит Дмитрия Медведева, в котором он рассказывает, как попросил одну из отечественных логистических систем рассказать анекдот про Джо Байдена. Выяснилось, что про Байдена нельзя анекдот, а про Путина – можно. Про женщину нельзя тоже, про мужчину – можно. Украинца нельзя изобразить с ружьем, а русского – можно. И вот это всегда у них работает. Наши разработчики просто копируют зачастую языковую модель у OpenAI.
Какие риски для нас возникают сегодня с прорывом нейронных сетей? Стала очень дешевой фальсификация всего. Взять пример недавний с фальсификацией диплома студента, который за работу ИИ получил три с минусом, но защитился. Он сказал, что совершенно не раскаивается. Есть опасность, что телефонные мошенники будут теперь с помощью ИИ генерировать голоса ваших родственников. Но кто-то же «приземляет» эти звонки по IP-телефонии в наши сети? Это делают наши операторы.
Последние 25 лет «Гугл» и «Яндекс» стабильно пытаются отмазаться, когда у них в выдаче был порнографический, например, контент в духе –«у нас же роботы работают». Это просто такое снятие с себя ответственности.
Например, чиновники используют активно нейросети сегодня повсеместно. Пример – система «Электронный дом» (портал госуслуг г. Москва), где проводится голосование. Там сами формулировки, за которые голосуют граждане в опросах, непонятно кем и как генерируются. По сути, это система отчуждения власти.
Вот сегодня уже у нас говорят, что ИИ определяет диагнозы лучше, чем врач. А значит, с развитием «цифровой медицины» врачу останется только подписывать диагнозы ИИ. Налицо будет потеря компетенции и профессиональных навыков. То же самое касается и других профессий».
В завершение дискуссии, где Ашманова в определенной степени поддержал только депутат Госдумы Анатолий Вассерман, последовал довольно мягкий, почти нейтральный вывод Пушкова:
«Есть две тенденции. Первая – либеральная, заявить, что нет никакого смысла как-то пытаться регулировать ИИ, что почти нигде в мире этого нет и т.д. И вторая – что нам надо оценить реальные опасности от ИИ, и в случае необходимости – инициировать законодательные ограничения».
Ашманов на это логично возразил, что прямо сейчас в ЕС приняты очень жесткие ограничения в отношении обработки нейросетью личных данных граждан, принятии любых «автоматизированных» решений по их жизням, равно как по работе систем автоматического определения лиц (биометрии) граждан. «Катюша» подробно разбирала этот документ в мае с.г.
Так что мы тоже в ожидании законодательных ограничений цифрофашизма. Поражает, что наши законотворцы/министры, постоянно ссылающиеся на западные тренды «четвертой промышленной революции», оправдывая этим тотальную оцифровку всех сфер, прямо сейчас внедряют биометрическую идентификацию в «умных городах», лоббируют систему распознавания эмоций в школах, в метро, слежку за водителями на транспорте и т.д. Распознавание лиц на том же футболе (Fan ID), где каждый автоматически считается потенциальным преступником, на горнолыжных курортах, в аэропортах (пока – в тестовом режиме) – конца и края тотальному контролю не видно.
Если вы перенимаете у западных глобалистов губительные для страны и народа вещи – может, пора уже присмотреться к тому, как те же ваши «партнеры» их ограничивают? Да не просто ограничивают, а признают бесконтрольное насаждение ИИ огромной угрозой для существования человеческого общества и государств. Если для этого хватит воли и совести, конечно. Что же на это скажут теперь господа Мишустин, Кириенко, Шадаев, Чернышенко?