США решили увеличить расходы на информационную политику, направленную против России.
США решили увеличить расходы на информационную политику, направленную против России. Об этом прямым текстом заявил заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бенджамин Зифф. Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с политологами-американистами о том, какие рычаги используют в Штатах для поддержания такой политики, и реально ли России навязать на этом информационном поле борьбу.
По уточненным данным, расходы в 2016 году увеличатся примерно на 26% и составят около 83 миллионов долларов. Денег на информационно-пропагандистскую деятельность в Америке жалеть не принято. Здесь понимают важность так называемой «умной политики». Ее расцвет пришелся на приход к власти Барака Обамы. Страна страдала от экономического кризиса и воспоминаний о теракте 11 сентября, многочисленные военные кампании грозились подорвать авторитет государства в глазах простого населения. И тогда администрация Обамы придумала новую стратегию развития, которая подразумевала создание образа социально комфортного и открытого государства, способного внушать уверенность, а не страх. Важным пунктом там значилось информационное воздействие – расширение своего влияния и воздействия на другие государства.
«Я бы назвал это даже не «информационной политикой», а «информационной войной». США привыкли к своей роли мирового жандарма и единственной сверхдержавы, которая вольна определять судьбы стран и народов. Американские власти не могут примириться с тем, что мир постепенно приобретает элементы многополярности», – уверен политолог и эксперт по русско-американским отношениямВиктор Олевич.
По его словам, для воздействия используются различные инструменты, например, проверенные временем радиоголоса.
«Тот же «Голос Америки» вещает как на Россию, так и на другие страны, на которые США хотят оказать воздействие. Не будем забывать о программах в Интернете, социальных медиа и использовании блогеров. По мнению американских спецслужб, те должны обеспечивать информационный перевес и давление, выведение виртуальных дискуссий в нужное русло», – комментирует собеседник.
Успешно развиваются и технологии противодействия информационному влиянию других стран.
«Простой пример. Присутствие на американском кабельном рынке такого канала, как Russia Today, вызывает тревогу и крайнее раздражение государственных деятелей США, вплоть до Хиллари Клинтон. Не так давно она высказывалась о деструктивном воздействии канала на американское население. Хотя Russia Today всего лишь рассказывает альтернативную точку зрения», – говорит он.
Олевич обращает внимание на то, что федеральные американские СМИ массово придерживаются одной позиции, которая близка власти, Белому дому и спецслужбам. Альтернативных форм мысли практически нет.
«На российском телевидении мы часто можем видеть различные ток-шоу, куда в качестве героев и экспертов могут позвать представителей разных мнений и, в том числе, американских журналистов. В США такое представить сложно. И на всю эту деятельность будут тратиться бюджетные деньги. В то же время увеличение бюджета на инфополитику связано с расширением штата сотрудников американских радиоголосов. Будет усилена и «подрывная» деятельность, направленная на усиление антироссийской пропаганды», – заявляет эксперт.
В то же время американцы используют различные психологические инструменты, нацеленные на свою аудиторию.
«С одной стороны, много попыток преподнести Россию как агрессора в Восточной Европе, которая якобы угрожает Прибалтике и даже Скандинавии. Недавно вышел даже целый сериал о том, как будет выглядеть Норвегия при российской оккупации. Совершенно безумные и абсурдные идеи намеренно вводятся в информационное поле. В той же Швеции несколько месяцев назад государственные деятели всерьез обсуждали, как реагировать на захват русскими города Гетеборг. Так они хотят запугать население и вызвать приступы русофобии среди местного населения», – утверждает политолог.
С другой стороны, есть пропаганда, направленная на русское население. «Здесь мы видим попытки вызвать противоречие между руководством нашей страны и российским обывателем. Постоянно педалируются темы коррупции в высших эшелонах власти, пренебрежения интересами населения, траты ресурсов на ведение агрессивной внешней политики, бомбежку в Сирии и тому подобное. То есть, американцы всячески пытаются настроить мирных русских против власти», – резюмирует Олевич.
В общем, СМИ непосредственно передают концептуальное видение мира, официальную позицию правительства. Для координации такой политики есть несколько структур, включая Госдеп и Агентство помощи развитию. Пример США, как писалось в одном известном произведении, другим наука.
«На самом деле, Россия сильно отстает от США в этом отношении и недорабатывает в процессах влияния через СМИ. Образ, который имеет Россия, начиная с 2014 года, во многом и сформирован медиа, и своими СМИ мы его никак не перебиваем. Да, сложно пробиться в иную информационную реальность, когда говоришь на другом языке, но с учетом ведения продуманной стратегии и политики всё реально», – считает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктория Журавлева.
И здесь есть только один выход – последовательно работать на улучшение своего имиджа.
«Иначе мир и дальше будет представлять нас такими, какими показывает CNN. Образ медведя и балалайки никуда не исчез, и средний американец в глубинке по-прежнему определяет русского по ушанке. Это печально», – резюмирует кандидат политических наук.
Дмитрий Пятов