Сейчас наступил ответственный момент в психологической войне с Западом: пользуясь объяснимым разочарованием русских из-за отступления под Харьковым, противник будет раскачивать общественное недовольство армией и государством. Натовцы, согласно приёмам гибридной войны, попытаются развить «контрнаступ», перенеся его с поля боя в массовое сознание.
Американцы заранее к этому готовились и решили изменить тактику информационной войны. Так, в журнале Politico вышла статья «Ведение психологической войны против России», которая, по сути, является новой методичкой для западных и украинских пропагандистов и сетевых иноагентов. Один из атворов — не простой аналитик, а бывший исполняющий обязанности директора Разведывательного управления Министерства обороны США Дэвид Р. Шедд.
Статья большая и обязательная к прочтению, но вкратце её суть заключается в том, что вместо заманивания русских американской мечтой и демократией, что оказалось недейственным, Вашингтон должен сделать ставку на ущемлённое чувство национальной гордости русских и недовольство несправедливостью.
Подробнее это звучит так:
«Вместо того, чтобы рассказывать о преимуществах Levi’s и Голливуда, информационные операции США должны использовать русскую национальную гордость, чтобы переиграть Кремль, подчеркивая ущерб, нанесенный войной России, разоблачая коррупцию в правительстве и несправедливость внутри России и используя недовольство российских этнических меньшинств. Такая, осмелимся сказать, тактика в российском стиле принесет больше плодов, чем рассказы о чудесах американской демократии...
Вместо того чтобы отвергать националистические тенденции, такие усилия сыграли бы на желании многих россиян вернуть утраченную славу своей страны. Аналогичным образом, подрыв тщательно культивируемого образа сильного человека Путина может подорвать поддержку среди ключевых прокремлевских избирателей. Эти сообщения могут свидетельствовать о том, насколько слабым было ведение войны Путиным, а также то, как он и его союзники обогатились даже во время общественной борьбы».
Как видно, американцы умеют признавать ошибки: они поняли, что экспортная демократия уже не действует на русских, а поэтому готовы отказаться от неё и спровоцировать в общем-то опасный для себя русский национализм (который они сами любят клеймить «красно-коричневым»).
Но это очень хитрый ход, потому что, с одной стороны, играет на реальной потребности русского народа в национальной гордости, при этом использует наши реальные недостатки для разжигания внутреннего недовольства и смуты, а с другой — подталкивает Кремль к восприятию здорового национального чувства русского народа как угрозы политической стабильности. То есть американцы пытаются столкнуть народ и государство России, как это сделала западная пропаганда в 1914-1917 годах.
Да, игра на крайнем национализме в дестабилизации России — не ноу-хау, они пытались делать это неоднократно: из недавного это пресловутые «русские марши» и навальнисты-дёмушкины в 2000-е.
Параллельно разжигается недовольство и радикальный национализм малых народов России (азиатских, кавказских), которых якобы унижают русские. Всё это, по замыслу Шедда, следует совместить с недовольством социальной несправедливостью и с использованием сатиры как психологического оружия по высмеиванию официальной политики (благо хохмачей камеди-клаба развелось достаточно).
В принципе по отдельности все эти удары можно купировать. Однако в новых условиях ведения военной кампании на Украине, вскрывшей острые проблемы в армии и госуправлении, ставка на национальном унижении может сыграть: тем более что русские чрезвычайно эмоциональны, а после двух распадов империй в XX веке очень болезненно реагируют на неудачи. Уже сейчас видно, как по такой методичке работают интернет-провокаторы (а Рунет до сих пор не защищён от них): с одной стороны, саркастические призывы к спокойствию, которое равносильно пораженчеству, а с другой — псевдопатриотические вопли об унижении русских и предательстве власти (фразы-маячки типа «Путин денацифицирует русских» и пр.).
Противник пытается вогнать в униженное состояние, чтобы деморализовать или даже вызвать бессмысленный и саморазрушительный русский бунт.
Эффективным ответом на новую тактику информвойны должны стать не политтехнологии (они давно исчерпали себя), а системные и глубинные преобразования в российском государстве, не на словах, а на деле переводящие русский мир с либерально-капиталистического тупика на рельсы самостоятельного автаркического мобилизационного развития.
Какие именно шаги для этого нужно предпринять — уже очевидно, но о них отдельно.