Всемирно известный американский философ и лингвист Ноам Хомски заявил в интервью, что американская цензура в отношении российских официальных лиц достигла безумия.
«Почему я вынужден искать заявления министра иностранных дел России на сайте Al Jazeera? – говорит Хомски. – Министр высказывает предложения по преодолению зернового кризиса, но американские власти скрывают его слова от своих граждан. Если вы вдруг поднимите эту тему, вас тут же заклеймят сторонником Путина и коммунистической крысой... Просто удивительная ситуация…»
Сергей Лавров, как известно, заявил, что Запад пытается использовать «зерновой вопрос» на Украине в качестве постоянного раздражителя. Министр гарантировал беспрепятственный вывоз украинского зерна морем.
«Любому, кто скажет нечто неугодное… грозит увольнение, травля, разного рода запреты и даже уголовное обвинение. На сегодняшний день цензура определяет общественный дискурс Соединенных Штатов, – утверждает обозреватель Fox News Такер Карлсон. – …Почему они боятся свободы слова, ведь так было не всегда?»
Самый популярный телеведущий Америки не совсем прав. Цензура в США существовала всегда. Она пришла в Британскую Америку вместе с парусником «Мейфлауэр», который в 1620 году привез в Новый Свет из Англии первых переселенцев. Один из них, Томас Мортон, был отправлен в тюрьму за то, что написал книгу, в которой осудил геноцид коренного населения.
В 1734 году газетный издатель Джон Питер Зенгер раскритиковал губернатора Нью-Йорка Уильяма Косби и его упрятали за решетку без суда.
Через двадцать с небольшим лет после войны за независимость Конгресс США принял закон о подрывной деятельности (Sedition act of 1798), запрещавший «писать, печатать, говорить или публиковать… любое ложное, скандальное или злобное» сочинение о правительстве, президенте и конгрессе с наказанием за нарушение до двух лет тюрьмы.
В 1873 году был принят федеральный закон, запрещающий пересылку непристойных материалов по почте (Comstock law). В различное время под определение «непристойной литературы», запрещенной к пересылке, попадали «Молль Фландерс» Даниэля Дефо, «Улисс» Джеймса Джойса, «Кандид» Вольтера, «Декамерон» Боккаччо, «Тысяча и одна ночь» и многие другие книги.
В 1918 году был принят закон о подстрекательстве, согласно которому всякого за критику правительства могли приговорить к лишению свободы на срок до 20 лет.
В эпоху маккартизма сотни людей были осуждены на длительные сроки тюремного заключения за инакомыслие.
При президенте Эйзенхауэре Джон У. Пауэлл, журналист, сообщивший, что США вели бактериологическую войну в Корейской войне, был обвинён в подстрекательстве к мятежу и получил пожизненный запрет заниматься журналистикой.
Сожжение в 1956 году книг бежавшего в Америку от нацистов немецкого ученого Вильгельма Райха называли наихудшим примером цензуры в Соединённых Штатах.
Цензура всегда сопутствовала жизни в Америке, но наибольший размах она приобрела в последние годы.
В июле 2014 года 38 журналистских организаций подписали открытое письмо президенту США Бараку Обаме, критикуя его попытки «задушить или заблокировать» неугодные СМИ. В письме говорилось, что Обама использовал закон о шпионаже, чтобы поместить в тюрьму рекордное количество источников, к которым прибегали журналисты.
В последний год президентства Трампа демократы устроили ему информационную блокаду, что помогло Байдену выиграть президентскую гонку. С приходом Байдена в Белый дом либеральные СМИ всеми силами стали ограничивать влияние изданий, поддерживающих республиканцев (Breitbart News, Washington Times, Western Journal, Epoch Times).
24 февраля 2021 года в комитете по энергетике и торговле Конгресса США начались слушания «Раздувание пламени: дезинформация и экстремизм в СМИ» (Fanning the Flames: Disinformation and Extremism in the Media). Комитет сделал вывод: «Все более широкое использование некоторых вещательных и кабельных сетей для распространения теорий заговора и вводящей в заблуждение или заведомо ложной информации вызывает вопросы об их приверженности» (выражение «теория заговора» – ярлык, который навешивается несогласным с «хозяевами дискурса»).
Перед слушаниями в конгрессе два члена комитета, демократы Анна Эшу и Джерри МакНерни, направили ряду провайдеров письмо с требованием ответить, что они делают для борьбы с «распространением дезинформации». Бдительные законодатели-демократы задали вопрос: «Какие шаги вы предприняли до, во время и после выборов 3 ноября 2020 г. и атак 6 января 2021 г., чтобы отслеживать и сокращать распространение дезинформации?.. Планируете ли вы продолжить сотрудничество с Fox News, OANN и Newsmax на своей платформе как сейчас, так и после продления контрактов? Если да, то почему?» Каналы Fox, Newsmax и OANN рассматривались авторами письма как распространители дезинформации.
Компания Newsmax назвала письмо демократов «атакой на свободу слова», и в последнее время такие атаки повторяются регулярно.
Выступая недавно в Копенгагене, Барак Обама потребовал ликвидировать независимые СМИ до президентских выборов 2024 года. Он призвал к всемирному запрету на контент, который является (в глазах Обамы) «дезинформацией» или относится к «теории заговора».
«Мы должны предпринять шаги по дезинтоксикации нашего дискурса», – заявил Обама.
Призыв был услышан Джорджем Соросом, который начал скупать испаноязычные радиостанции по всей Америке в преддверии предстоящих осенью промежуточных выборов, рассчитывая обеспечить демократам поддержку иммигрантов-латинос. Группа испаноязычных инвесторов, финансируемых Соросом, приобрела 18 радиостанций в 10 городах за $60 млн., объединив их в латиноамериканскую медиасеть Latino Media Network (LMN), которую возглавили Стефани Валенсия и Джесс Моралес Рокетто, работавшие ранее на Обаму и Хиллари Клинтон. Приобретённые Соросом AM и FM радиостанции расположены на 10 крупнейших латиноамериканских рынках страны, включая Майами, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Даллас, Сан-Франциско, Хьюстон, Лас-Вегас.
А новый генеральный директор запрещенного в РФ Twitter провозгласил курс на полное устранение из сферы общественного дискурса инакомыслящих: «Говорить могут все, но наша роль… определять, чьи слова можно слушать».
«Мы находимся в Америке, которую не узнало бы предыдущее поколение… Если наш упадок не будет решительно и скоро остановлен, мы вскоре начнём сжигать книги. Мы уже символически сжигаем любого, кто осмелится выразить мнение, расходящееся с мнением демократических СМИ», – пишет американский интернет-портал Issues & Insights.
Владимир Прохватилов