Эта заметка получилась довольно-таки спонтанно в виде ответа на комментарий одного из читателей, усомнившегося в том, что такое высокоразвитое государство как Франция может что-то закупать для производства своих самолётов у «страны-бензоколонки» России. Если для кого-то этот факт тоже стал сюрпризом, то берите стулья, садитесь поближе, их сейчас будет много. Начнём с того, что Россия, как государство, владеет частью акций вышеуказанной корпорации. То есть, сама по себе Эйбарс — частично российская. И наша страна получает доход в бюджет с каждого проданного самолёта. (На этом месте можно разораться «где моя доля, чё-то я ничего не получил!») А теперь держитесь крепче — больше половины всех разработок, присутствующих в этих современных лайнерах, бороздящих небо планеты, сделаны именно на территории нашей страны! Ими занимается, во-первых, ЦАИ Жуковского, а во-вторых — специально созданное для этих целей совместное предприятие «Икар», на котором трудится более двухсот наших специалистов.
Запущено оно было в 2002-м году, а в 2010-м ему отдали все научно-технические разработки узкофюзеляжных и дальнемагистральных самолетов, поскольку россиянам за 8 лет удалось добиться больших успехов, нежели их коллегам в таких же КБ, находящихся на территории Франции и Германии. Таким образом, более половины всех высоких технологий, используемых в новых моделях Airbus — нашего производства. Теперь давайте про отвёрточные технологии. Я прекрасно понимаю, что у многих перед глазами стоит милая картинка: французские заводы, на которые с одной стороны заезжают фуры с российским металлом, а с другой через полчаса своим ходом выезжают уже готовые самолёты. И тут же представляется какой-нибудь российский «Хёндэ», где тысяча унылых рабочих с месячной зарплатой в 50 долларов при помощи молотка и пассатижей месяц собирают один Акцент из комплектующих, со всех сторон подвозимых самолётами, пароходами и вагонами, прибывшими из стран Европы и Америки.
Самое интересное, что и нас пытаются убедить в том, что именно так всё и происходит на самом деле. А по факту — всё вплоть до наоборот. Согласно данным, которые вы без труда можете сами найти на сайте Эйрбаса, в России для этой компании производят: В Кимрах (что под Тверью) — теплообменники и системы кондиционирования салона и кабины пилотов, В Воронеже изготавливают части крепления двигателей, А для собственно двигателей, производимых на Роллс-Ройсе, мы поставляем комплектующие в Великобританию, В Нижнем Новгороде — блоки системы управления полетом, гидравлические и пневмоустройства. Корпорация Иркут делает ниши шасси, балки киля и детали закрылков для всех самолётов А-320 (самых распространённых в мире). ВСМПО-Ависма производит стойки для самых современных семейств — А-350 и 380 (тот самый, который в два этажа, самый большой пассажирский самолет в мире). Здесь же делают 60 процентов титановых деталей для всех аэробусов.
Все композитные комплектующие «французских» самолётов теперь изготавливаются так же у нас. Ну и потом всё это, изготовленное в России, великолепие едет теми самыми фурами на завод во Франции, где и собирается ручонками и отвёртками. Да, конечно, используются не только наши составляющие, но тем не менее. Факт остаётся фактом.