Только что в Москве прошла 20-я Международная книжная ярмарка «NON/FICTION». Это - одна из крупнейших книжных выставок в стране, которая специализируется на продаже и популяризации «интеллектуальной литературы». В этом году в ней приняли участие множество крупных издательств, было проведено более 400 мероприятий и ее организаторы бодро рапортовали «о новом большом успехе».
Однако на фоне этих бодрых реляций как-то в тени остались сопровождавшие выставку громкие скандалы. Сначала тревогу забило издательство «Книжный мир», которое заявило о недопущении своей продукции на ярмарку. Оно было основано в 1996 году, является официальным издательством форума «Изборский клуб». «Книжный мир» выпускает литературу общественно-политической, исторической направленности. Среди авторов издательства: Леонид Ивашов, Владимир Овчинский, Юрий Поляков, Виктор Баранец, Валентин Катасонов, Андрей Фурсов, Михаил Делягин, Александр Проханов и др.
На своем сайте издательство разместило обращение к читателям, в котором говорится: «Наши дорогие и любимые читатели! К сожалению, очередная выставка-ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction-2018 вновь пройдет без нашего участия».
«Опять мы, – продолжали авторы обращения, – столкнулись с шабашем либеральной цензуры. Книги наших авторов раздражают русофобов! В то время, когда некие «мастера культуры» либерально-русофобской ориентации, расхищая стомиллионные гранты, визжат о вмешательстве государства в творческий процесс, эти самые «борцы за свободу» запрещают представлять нашему издательству литературу государственно-патриотической тематики. Вызывает недоумение, что на выставке, которая из года в год проходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, творятся подобные вещи».
Попрание свободы слова
По мнению издательства, «запрет на участие в данной выставке издательству «Книжный мир» объясняется тем, что наши авторы последовательно занимают патриотическую позицию, а наши книги посвящены острым вопросам современности, показывают, кто стоит за «цветными революциями», способствуют укреплению суверенитета России, борьбе против международного терроризма, разоблачению исторических фальсификаций...
Вызывает разочарование тот факт, что члены экспертного совета, якобы исповедующие либеральные ценности, постоянно требующие соблюдать гражданские свободы по отношению к ним самим, при этом запрещают представлять на выставке книги авторов с иной, нежели у них, точкой зрения!
Если это не цензура, не политический заказ, не ограничение свободы слова и конституционных прав граждан, то что это такое?»
О «либеральной цензуре» на ярмарке заявила и радиоведущая Анна Шафран, чьей книге «Государство чести» тоже было отказано в презентации на «NON/FICTION». Шафран обратилась к члену экспертного совета Ирине Прохоровой, заявив, что воспринимает отказ в участии в ярмарке и невозможность представить общественности свою первую книгу как акт политической цензуры.
Не раз отказывали в участии в этом книжном форуме московскому издательству «Алгоритм». Но в чём причина такого решения, сотрудникам издательства объяснить не удосужились. Как заявили в издательстве, недопущение его на выставку является ничем иным, как идейной цензурой и внесудебной дискриминацией. Что, в свою очередь, можно квалифицировать как покушение на свободу слова и конституционные права граждан.
По мнению заместителя директора по развитию издательства АЛГОРИТМ Дмитрия Якунина, «издательство не вписывается в уютный мирок, выстраиваемый олигархами в сегодняшней России. Мы не издаём «Гарри Поттера» и Оксану Робски. Наша литература побуждает людей думать, приглашает к серьёзному и разностороннему осмыслению происходящего», – отмечал Дмитрий Якунин.
О наличии цензуры, не пропускающей нелиберальные издания к участию в «NON/FICTION», заявил председатель редакционного совета «Литературной газеты» писатель Юрий Поляков на презентации своей книги «Желание быть русским» в торговом доме «Библио-Глобус». «Там фактически есть цензура, которая не допускает издательства, которые стоят, скажем, не на либеральных позициях. Причем это делают люди, которые позиционируют себя как либералы, как борцы за свободу слова», – заявил Поляков.
Он сообщил, что патриотические силы пытались привлечь внимание к этой ситуации, «писали письма, материалы публиковали в „Литературной газете", однако это не помогло. «Но попробуйте тронуть журналиста либерального пула, начинается вой на всю Ойкумену. Этот двойной стандарт, он, конечно, чувствуется во всем», – добавил писатель, который высказал убеждение, что если люди либеральных взглядов придут к власти, они запретят любые другие точки зрения.
«Если не дай бог снова, как в начале 90-х годов, сядут в Кремле, первое, что они сделают – это запретят всех нас, у кого другая точка зрения», — подчеркнул председатель редакционного совета «Литературной газеты».
А цензоры кто?
Почему же такое происходит? Ведь цензура в нашей стране запрещена законом, а в состав учредителей выставки NON/FICTION входят государственные структуры: Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. Таким образом, NON/FICTION не является сугубо коммерческим частным предприятием, а на её проведение расходуются, в том числе, и деньги налогоплательщиков.
Но кто же конкретно выступает тогда в роли цензоров? Отбором участников занимается Экспертный совет выставки, в который, как выясняется, входит ряд известных либеральных деятелей. Но фактически в нем заправляет Ирина Прохорова в качестве главного редактора авторитетного в своей области журнала «Новое литературное обозрение». Однако, как известно, на самом деле она не столько редактор, сколько активный политик – один из руководителей либеральной партии Гражданская платформа, где она заменила ее создателя, своего брата олигарха Михаила Прохорова. Выступает Ирина Прохорова также в роли главы Фонда Михаила Прохорова, который и финансирует ее акции в области литературы.
Гендиректор издательства «Книжный мир» Дмитрий Лобанов заявил, что Экспертный совет ярмарки «NON/FICTION», который он назвал «цензорным комитетом», находится под влиянием Ирины Прохоровой и именно он не допускает издательство к участию в книжной ярмарке.
«...Там есть определенный общественный совет, который можно назвать цензорный комитет, и мы его не проходим. При этом там есть правовая коллизия: госпожа Прохорова и ее свита настаивает на том, что эта выставка частная, но почему-то она проходит периодически при поддержке Федерального комитета по печати», – заявил глава издательства.
Какие же взгляды проповедует г-жа Прохорова? Задача ее фонда не скрывается и анонсирована в «шапке» его официального сайта – «интеграция российской культуры в общемировое культурное пространство».
Под общемировым культурным пространством подразумевается так называемая «новая культура», «творческие эксперименты», то есть на самом деле агрессивное бескультурье, навязываемое западными глобалистами всему человечеству.
Саму Прохорову уже давно окрестили «Гельманом в юбке». По аналогии с печально знаменитым галерейщиком, организатором в России скандальных выставок, на которых рубили топором иконы, сбежавшим недавно за границу. Так, недавно в телепрограмме Владимира Соловьёва Прохорова заявила: «Иван Грозный, порезавший полстраны», «Россия – жестокая страна, где нет уважения к людям, и всё решается жестокостью и бесправием», «государственный террор, который пытается решать все общественные проблемы автоматом Калашникова» и т. п. В 2014 году она поддержала телеканал «Дождь» в его стремлении устроить дискуссию по вопросу: «Надо ли было сдавать Ленинград?»
Поэтому ясно, что литературные взгляды у этой дамы соответствующего рода. И потому нет ничего удивительного в том, что авторитетный книжный форум, который поддерживает государство, на самом деле отдан на откуп либеральным «знатокам литературы», которые формируют состав его участников в соответствии со своими политическими пристрастиями, устроив на нем самую свирепую цензуру.
Увы, такое творится сегодня не только на книжных выставках. Во многих других областях искусства – в кино, театре, в сфере изобразительных искусств, на эстраде экспертные советы и жюри тоже сформированы еще в 90-е годы из людей либеральных взглядов, которые теперь и «заказывают музыку». После этого уже трудно удивляться, что в театре престижными премиями прямо-таки усыпан находящийся в настоящее время под судом режиссер Кирилл Серебренников, в классических залах Эрмитажа устраивают выставки западных кумиров, где экспонатами служат трупы дохлых собак и птиц, премии за «творческие эксперименты» получают арт-группы, которые рисуют фаллосы на мосту в Петербурге, а в литературе премий за свои «творения» удостаивается такие яростные русофобы, как Дмитрий Быков. А вот те, кто придерживается других взглядов на искусство, кто отвергает идущие с Запада установки разлагающего постмодернизма, оказываются у нас на обочине. Либеральная цензура ставит на их пути заслон.
Андрей Соколов