Русские Вести

Чик-чирик


Разблокировке «Твиттера»* в России – возможно, быть. С 7 апреля на смену цензурной зиме в соцсеть пришла настоящая оттепель: «Твиттер» вернул доступ к аккаунтам российских госведомств и некоторых СМИ. На радостях самые технически подкованные чиновники нашего государства стали выступать с громкими инициативами и предложениями. К примеру, 10 апреля Антон Горелкин, депутат Госдумы и заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, в собственном телеграм-канале аккуратно обмолвился, что, дескать, давайте-ка передумаем и внезапно ставшую политически нейтральной соцсеть «Твиттер» в России разрешим. Там ведь писать проще, а отечественную повестку объяснять и толкать – одно удовольствие. Миллионы пользователей ждут не дождутся, пока с нашей стороны информационного Железного занавеса на них польётся амброзия правды (иными словами, разбавим море вражеской пропаганды струйкой дружеской).

12 апреля подключилась уже вся Госдума. За сутки партия «Новые люди» составила обращение в Роскомнадзор и лично генпрокурору Игорю Краснову с прошением пересмотреть решение о блокировке «Твиттера» в РФ. Что показательно: в этом обращении можно найти подписи как членов «новолюдов», так и привычных «единороссов», «справедливороссов», «КПРФ-щиков», «ЛДПР-щиков». Столь необычный союз родился перед лицом единой страшной угрозы – блокировки в России вражеского ресурса. Не очень понятны причины такого обращения: может быть, это искренняя наивная вера в изменения политики «Твиттера», может быть, не менее искренняя и не менее наивная убеждённость в возможности перебить на неподконтрольной площадке западную пропаганду своей, а может, это просто популистская игра, чеканка электоральных очков. «Обращаемся к вам с просьбой …направить данные материалы руководству соцсети с предложением удалить или соответствующим образом промаркировать данные материалы и в случае согласия рассмотреть вопрос о снятии ограничений на доступ …на территории Российской Федерации», – указывается в документе. Несмотря на обтекаемость формулировок и внешнюю безобидность обращения, наличие такого прошения за авторством отечественных парламентариев свидетельствует либо о наивности, либо о стремлении к прямому саботажу информационной политики.

Как известно, «Твиттер» – это неотъемлемая часть западного уклада жизни. Нелепо пошутить или с бравадой позвать на баррикады – каждый пользователь «щебетальни» обязан написать предложение-два. А иногда и все три. Ярко выраженная левая повестка администрации соцсети, которая являлась нарочито неприкрытой до лета прошлого года, стала притчей во языцех. Отсутствие политического нейтралитета, катастрофическое количество недостоверной информации, нескончаемые потоки скандалов и фейков – это обязательные коннотации, которые идут рука об руку со словом «Твиттер». Памятна и модная, однако чуждая русскому духу новая этика, ответственная за многие социальные безобразия современного Запада. В этом свете вновь возникает вопрос: а почему русские депутаты хотят его вернуть? Видимо, многие из них далеко не прочь побыть проводниками западных ценностей.

Тем более, что в прошедшее лето атлант всея капитализма, человек и звездолёт Илон Маск приобрёл «Твиттер». Хотя, справедливо говоря, соцсеть перекочевала из одного кармана Big Tech в другой, молчаливое большинство и говорливое меньшинство будто поймало горстей песка в глаза: волны подхалимского улюлюканья прокатывались буквально по всему миру. Илон Маск пришёл, порядок навёл, и вот теперь-то «Твиттер» превратится в образцовый форум с победившей свобода слова, где каждому есть что сказать и что услышать.

Уже и прецедент такого соизволения со стороны одиозного миллиардера есть. 8 апреля Дмитрий Медведев написал в «Твиттере», что «Украина никому не нужна на планете». За эту намеренно провокационную запись пользователи попросили объяснений, на что Маск оборонялся лучшим оружием в риторике капиталистов – софистикой: «Все новости в определённой степени являются пропагандой». Разговоры о том, что Маска оправдывает его амплуа суперкапиталиста, не имеют смысла: «Твиттер» приносил прибыль и в периоды самой жёсткой цензуры, а Маск своими заявлениями – слишком стройно ложащимися в единый нарратив и многочисленными, чтобы выглядеть простыми высказываниями по актуальным вопросам – явно строит себе популистскую почву для начала карьеры в большой политике. Умеренный консерватизм, далёкий от хищных устремлений республиканского мейнстрима – Маск надеется пройти по дорожке, проторенной Трампом и для этого в своей соцсети показательно защищает свободу слова на примере твита бывшего президента России.

Ещё одним интересным моментом стал спор Маска с представителями государственных СМИ, которым не понравилось быть отмеченными как государственные. Уморительные потуги журналистов BBC доказать свою независимость от британского государства наделали мемов и добавили Маску новых очков политического влияния. Вместе с тем весь псевдонейтралитет «Твиттера» рушится по причине того, что соцсеть – это далеко не один человек, а точнее, даже не одна технология. Сколько бы нанятые администраторы и настроенные алгоритмы не наводили мнимой нейтральности, данная соцсеть всегда будет отражать западный уклон к левизне. И это не исправят ни Илон Маск, ни папа римский, ведь западного человека изменить не может никто. Плюс, следует понимать, что хотя твит Медведева лично Маск сносить не стал, да и во многих вопросах, которые не столь важны для американских механизмов навязывания нарративов (скажем, в вопросе Украины), некоторая оттепель всё же может наступить, Маск и всё его огромное состояние является продуктом взаимодействия американского государства и десятков окологосударственных структур, кланов и инвестиционных фондов. У этой гидры с лицом пухлощёкого татарина из семьи южноафриканского владельца изумрудных приисков есть (в отличие от российских парламентариев) чётко очерченная информационная политика, и преступлений против этой политики вышеназванные структуры терпеть не будут. Так что шаги против линии партии Маска – партии Пентагона, НАСА, Локхида и Боинга – будут пресекаться с такой же жёсткостью, с какой лютовала цензура во имя защиты трансгендеров и чёрных геев. Так и зачем тогда впускать это обратно в жизнь рядового россиянина?

По уверению Роскомнадзора, администрация «Твиттера» до сих пор не удалила около 1300 материалов порнографического, наркотического, суицидального, экстремистского толка, не говоря уже о терабайтах фейков о СВО. Отсутствие самой возможности случайного проникновения такого контента важней каналов связи отечественных ведомств. Хулящему всё и вся завсегдатаю «Твиттера», пусть он пишет по-русски или на другом языке, будет всё равно, что отдельно взятый государственный чиновник на зарплате может разъяснить решения своей страны, указать где правда, а где ложь. Эта соцсеть создана не для апологетики, но для обвинений.

Иная важнейшая деталь заключается в том, что «Твиттер» может с лёгкостью использоваться для коммуникации террористов и просто недругов на территории нашего государства. Ну а те, кому позарез нужна возможность делиться с миром своими мудростями на 280 знаков, всегда могут поставить VPN, благо это не запрещено. Но полноценное присутствие широко распахнутого окна во враждебную информационную сеть перечеркнёт все те скромные успехи, которыми Россия может похвастаться на ниве борьбы смыслов. Тех же, кто так мечтает распахнуть это окно, не оправдывают ни популизм, ни наивность.

Валерий Воробьёв

* Соцсеть заблокирована на территории РФ из-за призывов к экстремизму и невыполнения требований об открытии официального представительства в нашей стране

Источник: zavtra.ru