Более половины работающих в России иноагентов скрывают свой статус — не ставят маркировку на своих ресурсах. За это суды их оштрафовали более чем на 12,5 млн рублей, за весь 2023-й эта сумма составила 11,3 млн рублей. Депутаты не исключают новых ужесточений в отношении иноагентов-артистов — указание информации об этом статусе в музыкальных сервисах требует доработки.
Что грозит иноагентам за отсутствие маркировки
В России 31,6% иноагентов размещают материалы без указания информации о своем статусе и только 13,1% маркируют свои материалы. Об этом «Известиям» рассказали в Роскомнадзоре. На сегодняшний день в реестре, который ведет Минюст, содержатся сведения о 649 иноагентах, 55,3% из них прекратили свою деятельность в российском информационном пространстве.
Согласно № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022, материалы, распространяемые в том числе через интернет, должны сопровождаться указанием, что они произведены иноагентом. Роскомнадзор контролирует выполнение требования по маркировке. За ее отсутствие предусмотрена административная ответственность — сумма штрафов для физлиц составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для должностных лиц — от 100 тыс. до 300 тыс., для юрлиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
— В 2024 году суды наложили штрафы на иноагентов за такое нарушение на сумму более 12,5 млн рублей, — сказали в пресс-службе ведомства.
За весь 2023-й, как писали «Известия», Роскомнадзор составил 275 административных протоколов за отсутствие маркировки на 11,3 млн рублей.
За неоднократное нарушение законом РФ предусмотрено привлечение к уголовной ответственности по статье 330.1 УК РФ «Уклонение от обязанностей, предусмотренных законодательством РФ об иностранных агентах». Роскомнадзор ранее передал в Следственный комитет информацию о 45 иноагентах, в отношении 25 были возбуждены уголовные дела по ч. 2 ст. 330.1 УК. Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок до двух лет.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Иностранный агент (иноагент) — статус, присваиваемый в России лицам, которые получают поддержку из-за рубежа или находятся под иностранным влиянием, осуществляя при этом определенную деятельность. Обязанности и ограничения, касающиеся иноагентов, описаны в федеральном законе «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он вступил в силу 1 декабря 2022 года.
Будет ли ужесточение законодательства для иноагентов
Российские музыкальные сервисы недавно начали маркировать артистов, включенных в реестр иностранных агентов. Однако то, как это реализовано, устраивает не всех. Пользователи обратили внимание на предупреждающую плашку — сейчас она выводится только на странице исполнителя, а если трек найден через поиск, то никакой маркировки не видно. Об этой проблеме рассказал депутат Госдумы Антон Горелкин — к нему ранее обратились недовольные пользователи.
По его словам, примерно та же претензия есть и к умным колонкам, работающим на базе этих музыкальных сервисов. Если попросить включить песню, голосовой помощник не упоминает о том, что этот материал создан при участии иноагента, хотя, по идее, должен, отметил депутат.
— Все замечания и предложения в обязательном порядке будут доведены как до владельцев музыкальных сервисов, так и до Роскомнадзора. Не исключаю, что после нового этапа обсуждений технических возможностей платформ механизм маркировки может быть усовершенствован, — заявил Антон Горелкин.
«Известия» запросили основные музыкальные сервисы о планах поменять формат маркировки.
— Большинство иноагентов игнорируют требования законодательства о маркировке материалов, хотя этот процесс занимает буквально пару минут. Конечно, им не хочется, чтобы граждане сразу видели, с кем имеют дело. Ведь далеко не все следят за обновлением реестра Минюста, а потому могут и не знать о том, что тот или иной блогер, например, получил такой статус, — заявил «Известиям» депутат Госдумы Антон Немкин.
На рынке также существует проблема и с «устной маркировкой» иноагентов, например, на радио, подчеркнул он. По его мнению, стоит задуматься о дополнительной проработке этого вопроса на законодательном уровне.
По словам генерального директора TelecomDaily Дениса Кускова, информация о статусе должна находиться везде, где есть выход на контент этого человека. И с технической точки зрения это сделать возможно, подчеркнул он.
В других странах, например в США, наказание за неисполнение маркировки достаточно серьезное по сравнению с Россией — вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет, отметила сооснователь коммуникационного агентства Breaking Trends, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова.
— Россия еще достаточно толерантная к иноагентам — закон фактически меняет структуру доходов этих людей. Однако стоит понимать, что аудитория рекламодателей из РФ для иноагентов не самая важная. Они работают на русскоязычное население в тех странах, где находятся, — добавила она.
Она отметила, что большая часть из них не маркируют свои материалы именно потому, что знают: наказание, скорее всего, не будет реализовано, так как они физически находятся за пределами страны.
Елизавета Крылова