На фоне псевдоисторической вакханалии, охватившей значительную часть постсоветского пространства, то, как к исторической науке относились более двадцати лет белорусские власти, не может не радовать. Но в последнее время всё чаще возникают признаки того, что белорусскую историю пытаются подвергнуть информационной атаке вроде украинской, с тем, чтобы ввергнуть Белоруссию в такое же ужасающее состояние, в котором сегодня находится Украина...
В целом, белорусские школьные учебники по истории радуют любого человека, имеющего отношение к исторической науке. Согласно позиции официального Минска, белорусским детям преподаётся взвешенный академический взгляд на прошлое их страны. В отличие от соседней Украины, в изданных в Минске учебниках и близко нет "древних белорусов - охотников на мамонтов", а всё славянское население Руси относится к единой древнерусской народности.
Придираясь, отдельные "перегибы" найти можно - но они, к чести белорусских ученых, относятся не к фактам, а к некоторым эмоциональным оценкам. Преимущественно речь идёт о временах нахождения белорусских земель в составе Российской империи (изучаются в 9 классе). Авторы учебников, посвящённых описанию данного периода, упоминают "отмену магдебургского права" (хотя для большей части городов оно было отменено еще во времена Речи Посполитой), "отрицание самобытности белорусского народа и белорусского языка", "Русско-французскую", а не "Отечественную" войну 1812 года, белорусское национальное движение в рамках польских восстаний XIX века. Однако эти "акценты", думаю, нужно объяснять не современной позицией официального Минска, а некоторыми "пережитками" начала 1990-х, а также верностью белорусской исторической традиции советским истокам, в которых период Российской империи принято было достаточно жёстко критиковать ("тюрьма народов" и дальше по тексту).
По объективности в определённых деталях минская учебная литература иногда умудряется даже обойти российскую. Так, в Интернете ходит выдержка из белорусского учебника, в котором при описании "сталинского" периода в истории СССР подчёркивается, что "десятки миллионов жертв политических репрессий в СССР, про которые рассказывается в публикациях последних десятилетий, не что иное, как миф".
Однако в последнее время западные и прозападные силы развернули настоящую информационную войну против белорусской исторической науки, выражающуюся в деструктивной критике преподавания истории в Белоруссии и популяризации разного рода псевдоисторических националистических мифов, направленных на вбивание клиньев между Белоруссией и Россией.
Так, недавно с публичной критикой белорусской практики преподавания истории выступил сотрудник Европейского колледжа Liberal Arts в Беларуси (ECLAB) Алексей Браточкин. Он возмущался и констатацией в учебниках факта наличия единой древнерусской народности, и взвешенной оценкой деятельности Иосифа Сталина, и "малым" вниманием, уделяемым национальным меньшинствам, и позитивными отзывами о воссоединения белорусских земель в 1939 году.
Три года назад с похожими обвинениями в адрес авторов белорусских учебников выступила... ВВС!Британскую вещательную корпорацию особенно сильно возмутило то, что белорусские школьники внимательно изучают историю Великой Отечественной войны.
"Недостаточное" внимание к вопросу "сталинских репрессий" в Белоруссии волнует и "экспертов", привлеченных немецкой "Deutsche Welle".
Однако несколько лет подобной критики, похоже, ни Александра Лукашенко, ни белорусских историков не смутили. И тогда инициаторы атаки на белорусскую историю решили подойти к вопросу с другой стороны.
Одно за другим начали возникать написанные в жанре "фолк-хистори", но претендующие на достоверность, псевдоисторические произведения, главным посылом которых стало утверждение о том, что современные белорусы - это якобы этнические "литвины". Мол, вплоть до XIX века жил себе самобытный "литвинский" народ, "титульная нация" Великого Княжества Литовского, а потом коварные россияне переименовали его в "белорусов" и всю самобытность взяли да и порушили...
Полная антинаучность и даже абсурдность подобных утверждений очевидна любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в истории. Литва изначально - это восточно-балтийские племена, говорящие на языке балтийской группы, и упоминаемые с XI века.
Современные белорусы - славяне, говорящие на восточнославянском языке, который еще около ста лет назад считался "наречием" русского.
Но дело не только в языках!
Барьер между литовцами и белорусами существует на генетическом уровне. Белорусы "по крови" неотличимы от русских, живущих в соседних регионах, а вот литовцы, хоть и говорят на языке индоевропейской семьи, с генетической точки зрения близки к угро-финским народам...
Нужно признать, что этноним "белорусы" к его сегодняшним носителям стал применяться достаточно поздно. Изначально "Белой Русью" назвали то Москву, то Новгород. Широкое применение данного термина по отношению к русским землям, находившимся под властью Литвы, началось только в XVI - XVII веках. Окончательно же оно утвердилось только в XVIII - XIX столетиях. Но это не значит, что предков белорусов называли "литвинами". Они всё это время были русскими или русинами. С этнической точки зрения их никто не отделял от жителей Москвы или Киева.
Путаница же с термином "литвин" имела политико-правовой характер. С этнической точки зрения "литвинами" называли на определенной стадии этногенеза предков современных литовцев, ставших "государствообразующим" народом в ВКЛ. Но потом термин "литвин" приобрёл и второе, политическое значение - им стали обозначать всех "литовских подданных", вне зависимости от этнической принадлежности. Также, как сегодня называют "французами" алжирцев с французскими паспортами или "испанцами" басков с испанскими документами.
Путаница усилилась в связи с тем, что на определенном этапе русских, живущих под властью Великого Княжества Литовского, чтобы отличить от русских, живущих, собственно, в России, стали называть "литовскими русскими" или "русскими литвинами". А из-за того, что языком официального общения и документооборота в ВКЛ долгое время был русский, некоторые европейцы ошибочно стали считать его "литовским".
Но называть сегодня белорусов литвинами - это все равно, что называть испанцами голландцев или датчанами норвежцев на основании того, что эти народа проживали некогда в составе единых государств.
Дабы убедить далеких от истории людей в достоверности своего вранья, адепты "литвинского фейка" даже выдумали "указ" Екатерины II, в котором императрица якобы призывает народ ВКЛ именовать белорусами, "чтобы на века привязать к России" и вообще стереть им память. Этот "документ" кочует с одного форума националистов на другой, но, если обратиться к базам нормативных актов Российской Империи, мы можем легко убедиться в том, что "указ" выдуман с начала и до конца.
Беда в том, что налет "таинственности", который прозападные националисты создают вокруг "литвинской" псевдоистории, играет роль рекламы и делает ее в определенном смысле привлекательной. Самолюбию многих людей (особенно молодых) подсознательно льстит, что они становятся носителями "скрытого", "запретного" знания, подвергавшегося гонениям. Схема такая же, как и та, которую использует большинство сект. И это, увы, работает.
Методы борьбы с "литвинским" псевдоисторизмом очевидны. Это - подробное развенчание исторического "литвинского" мифа и популяризация истинной академической истории. При этом важно учить детей не просто зазубривать даты и определения, а воспринимать исторический процесс, как систему взаимосвязей. Для педагога это, конечно, нелегкий труд, но лучше приложить некоторые усилия и научить детей думать, чем пожинать плоды вроде тех, которые мы наблюдаем сейчас в Киеве...
Святослав Князев