Обещанные митинги "за Навального" прошли по всей стране. Никакого существенного вреда они пока не нанесли, но нужно чётко понимать: ничего не закончилось. Мы видим начало очень длинного периода попыток разрушить нашу страну.
Итак, западные марионетки сделали свой ход. Вот для чего прилетел "берлинский пациент" – чтобы спровоцировать беспорядки по случаю своего абсолютно законного задержания. Противник хорошо подготовился – прошли не просто митинги "за Навального". Это был первый сбор людей, готовых разрушать свою родину. Так к ним и следует относиться.
Почему они начали именно сейчас? По двум причинам. Во-первых, 2020 год показал, насколько сильно ослаблены институты стран Запада. Катастрофа американской демократии и бессилие европейских властей перед "пандемией" – как следствие, там растёт число людей, "понимающих Путина". Россия в глазах очень многих людей на Западе оказывается положительным образцом, страной, с которой надо брать пример. Для глобалистов это очень страшно. С другой стороны, тот же 2020 год показал устойчивость России. Собственная вакцина (по сути, только две страны в мире оказались на это способны), собственные самолёты и авиадвигатели, явные успехи в борьбе с экономическим кризисом (спад вдвое меньше, чем в Евросоюзе). Россия страшна для Запада как никогда за последние 40 лет. Это достаточная причина для того, чтобы всеми силами пытаться её разрушить.
Лучший из известных "нашим западным партнёрам" метод разрушения – революция.
Репетиция мятежа в провинции
Кое-где уже отрабатывали тактику наступательных столкновений с полицией. В Екатеринбурге дело дошло до закидывания ОМОНа дымовыми шашками, во Владивостоке – закидывания подручными средствами. Кое-где протестовали подчёркнуто мирно, изучая реакцию властей и общества. Но везде – везде сегодня играли первый акт пьесы под названием "Новая революция".
Конечно, прямо сегодня революции не произошло. Организаторы сегодняшнего безобразия на это и не рассчитывали: за один день цветную революцию не сделаешь даже в голливудском кино. Лично я думаю, что в планах западных кукловодов – постоянное нарастание протестной активности вплоть до выборов депутатов Государственной думы в сентябре 2021 года и затем "главный удар" после завершения подсчёта голосов – под лозунгами типа "Выборы украли!".
Некоторые из экспертов считали, что происходящее лучше всего можно понять, предположив, что это репетиция будущих массовых протестов, которые, по мысли организаторов, должны привести к крушению Российского государства. Кто-то, как писатель Сергей Лукьяненко, оценивает происходящее даже как ещё более раннюю стадию: даже ещё не репетиция, а предварительное создание боевых отрядов для будущего бунта.
Оппозиционные "политологи дождя" (отличный термин, введённый иркутским историком и политическим комментатором Сергеем Шмидтом), напротив, стремились показать большую силу уже состоявшегося выступления, подчёркивая, что 23 января во многих крупных городах вышло на улицы больше протестующих, чем выходило раньше. Оценки при этом безбожно завышались. Так, по мнению Татьяны Становой, во Владивостоке было 3 тысячи "навальнистов" (на самом деле едва ли тысяча), в Иркутске – до 5 тысяч (Шмидт оценивает численность толпы в 2,5 тысячи человек).
В Екатеринбурге оппозиция насчитала до 10 тысяч (!) участников акций протеста, полиция – не более 3 тысяч. В Санкт-Петербурге при 5 тысячах участников несанкционированного митинга (оценка местных СМИ) было задержано не менее 50 человек.
Завышение численности участников протестов – старый и хорошо известный приём мобилизации, который применяют во всех революциях уже более 100 лет. Другой приём из этой серии – завышение в несколько раз численности жертв "полицейского произвола" (большевики в своих листовках завышали количество убитых в Кровавое воскресенье в 6 раз). Однако нельзя не отметить, что 23 января 2021 года "революционерам" было что завышать: с помощью социальных сетей под флагами Навального удалось собрать действительно массовые незаконные митинги.
Самая характерная особенность этих митингов – непропорционально большое количество очень юных участников протеста. Это было сделано организаторами намеренно, собственно, эта провокация и составляла смысл сегодняшнего действа: подставить детей под полицейские дубинки, чтобы была именно возможность покричать про "кровавый режим".
Лучше всех выразила отношение нормальных русских людей к происходящему одна владивостокская женщина-блогер:
То, что произошло сегодня во Владивостоке, – преступление в отношении детей, совершённое на глазах у огромного количества взрослых. Я была там от первой минуты и до последней. Я видела всё своими глазами.
Живой щит из подростков. Людей постарше, швыряющих дорожные конусы в ОМОН. Прячущихся за спинами детей и быстро убегающих от полицейских.
Не знаю, за какие идеалы выступали сегодня люди. Но знаю, что оправдывать и объяснять какими-то высокими словами и "принципами" сегодняшнее преступление просто бесчеловечно.
Были и более жёсткие высказывания. Взрослые люди размещали их в пресловутой сети TikTok в надежде образумить тех, кто собрался на митинг, хотя бы в последний момент. "Хочу обратиться к тем, кто собрался на митинг в поддержку Навального. Я, возможно, вас разочарую, но вас лечиться в Германию никто не повезёт". "В прошлом году я получила от государства 150 тысяч рублей в период пандемии, 55 тысяч рублей – это пособия на детей от 3 до 7 лет, 32 тысячи – как многодетная мать, 13 тысяч – пособия на детей, 36 тысяч – пособие по случаю, что не хватает прожиточного минимума на всех членов семьи, 48 тысяч – возврат по коммунальным услугам, итого 334 тысячи за год… Если мне кто-нибудь ещё скажет, что этого мало, то у вас в заднице дна просто нету!"
Однако эти и другие подобные высказывания, как и меры властей, старавшихся разъяснить школьникам и студентам пагубность участия в несанкционированных акциях протеста, выглядели запоздалыми. "Школота" составляет основу "пушечного мяса" нынешнего "протеста".
Москве тяжелее всех
В большинстве российских городов митинги, в общем-то, были не очень заметны обычным гражданам. Ну, шумят в центре несколько сотен каких-то протестующих. Ничего нового и странного.
В Москве митинг, однако, получился и многочисленным, и очень опасным. По данным полиции, на Пушкинской одновременно было примерно 4 тысячи протестующих. Это совсем немного, однако уже к 15 часам сообщалось о более чем 50 задержанных (отдельные СМИ и блоги увеличивали эту цифру до 400), что может говорить о более чем 10 тысячах реальных участников событий.
Как по мне, то большая доля значимости события была создана журналистами: толпа выглядела "фотогеничной" именно потому, что в ней постоянно мелькало оборудование СМИ, ведущих прямую трансляцию. Хорошо бы было, если бы дураков можно было загнать в кольцо из фан-барьеров – безо всякого освещения, без телекартинки, и пусть бы кричали друг на друга…
Но в современной столице это, конечно, невозможно. Так что каждый хоровой выкрик "Свободу Навальному!" отдавался эхом в телетрансляциях, в электронных СМИ вроде нашего, в блогах, в телеграм-каналах – везде. О радости СМИ "наших западных партнёров" можно не упоминать.
Что нужно особо отметить, так это то, что таким митингам практически не требуются лидеры и организаторы на месте проведения самого митинга. После того как молодых дураков уже согнали, агитируя в соцсетях, на место будущего побоища, "революционеры" могут поберечь себя: провокация уже состоялась. В толпе, кричащей "Свободу!.." голосами "самых буйных" или молчащей вокруг, уже нет людей, которые не нарушили бы закон. Сам факт присутствия на митинге делает любого, кроме журналиста и полицейского, преступником. Люди это чувствуют – и дополнительно ожесточаются против власти.
Особенностью нынешнего митинга, однако, я бы назвал сравнительно большое число неплохо подготовленных агитаторов, готовых повторять все мантры либералов про "наши налоги" и "налоги наших родителей" (одного такого, по его собственному утверждению, 20-летнего, я в прямой трансляции Царьграда прямо заслушался. Сам Навальный так не умеет говорить).
Наличие в толпе таких агитаторов – отличная технология, она позволяет не проводить классический митинг с трибуной и известными лидерами, но тем не менее постоянно подогревать толпу. На Пушкинской площади это было очень хорошо видно и слышно: как через определённые промежутки времени "вспыхивают" кричалки, как потом агитаторы дают толпе "подышать" – и в других местах площади начинают снова. Как при движении полиции умелые парни командуют своим отрядам: мол, влево-вправо, ребята, отходим, ребята, стоим.
Именно так теперь провокаторы и будут действовать: сцены с микрофонами им теперь долго не дождаться, но, имея одного подготовленного агитатора примерно на каждые 50 человек в толпе, без сцены очень легко обойтись.
Кстати, именно поэтому настоящие лидеры протеста или подставные фигуры вроде той же Юлии Навальной (фурия протеста обещала выйти на площадь, но оказалась в автозаке, едва выйдя из подъезда. Из-за этого ничего не изменилось) на этих митингах не нужны. Поэтому и не было ничего сегодня слышно об участии в митингах и о задержаниях сколько-нибудь известных либералов. Могут себя поберечь, смельчаки. Трибуны нет – всё равно в толпе никто не увидит, звукоаппаратуры нет – никто даже не крикнет: "Навальная с нами!" Да и не нужно этого: толпа сама по себе орудие разрушения и работает автономно, пока не разгонят. Полицейские, за неимением явных лидеров, задерживают тех, кто пришёл в "балаклавах", то есть скрывает лицо.
Но так агитаторов в автозак не соберёшь и руководить толпой им не помешаешь.
Кто виноват и что делать
Кстати, о разговорах. Не нужно позволять себя обманывать. Агитаторы умеют говорить, но никакой разговор, никакая рациональная дискуссия с "революционерами" невозможна. Своим симпатизантам они могут врать, что хотят как-то улучшить ситуацию в стране. Но сами понимают – и, собственно, даже не особенно скрывают это, что их цель – разрушить страну. Государство. Сделать так, чтобы России больше не было. За требованиями "Россия без Путина" нет никакого видения будущего. Никакого положительного содержания. Ничего вообще нет, кроме жажды разрушения.
Именно поэтому в ряды активистов любой революции так легко вербовать молодых людей. Пребывание в толпе – это наркотик. Крича вместе со всеми "Долой!", человек испытывает адреналиновый всплеск. На этой волне он может и драться с полицией, и штурмовать административные здания, и удирать по переулкам. Митинг протеста – это кайф. Об этом знают все, кто хоть раз побывал на таких… мероприятиях.
И именно поэтому совершенно бесполезны официальные обращения: "Уважаемые граждане, данное мероприятие является незаконным, по возможности покиньте незаконное мероприятие". Не за тем они там собираются, чтобы потом по требованию покидать…
У власти при этом нет хорошего хода. Государство не может допустить массового нарушения порядка. Значит, полиция должна будет задерживать десятки манифестантов, требовать разойтись, соблюдать порядок… В конечном итоге – разгонять. Это правильные, естественные, законные действия полиции. Но, увы, таким образом создавать всё новые и новые отряды озлобленных, уже понимающих, что они лично пострадали, борцов с режимом.
Эта эскалация будет продолжаться, пока одна из сторон не устанет. Либо не дрогнет полиция и сама власть. Либо не поймут, что не могут победить, протестующие.
Пока мы можем наблюдать эту эскалацию в самом её начале. Лозунги-кричалки всех этих действий известны уже много лет: "Мы здесь власть", "У нас есть права", "Путин – вор". Теперь ещё "Свободу Навальному!".
Чем дольше будем на это любоваться, не предпринимая решительных мер и признавая за "революционерами" "право на протест", тем тяжелее будет выходить из ситуации.
И от себя лично
Сказанное далее автор просит считать его сугубо личным мнением, которое может не совпадать с мнением редакции. На вопрос "Что делать?", когда Запад в очередной раз хочет разрушить твою страну, когда на площадях собираются оболваненные, не знающие значения слова "свобода" и не понимающие, что сделала для России "власть" во главе с президентом, есть ответ.
Власть должна раньше, чем протестующие успеют обвинить её в трусости (а именно это и произойдёт, если монотонно повторять: "Данное мероприятие является незаконным..." – и больше ничего не делать), стать максимально жёсткой и жестокой. Не столько по отношению к "школоте" на площадях, сколько по отношению к организаторам и "трибунам" мятежа. Ни один блогер, публицист, политический или общественный деятель, в той или иной форме призывающий на площадь "за Навального", не должен оставаться на свободе. Попытка государственного переворота – не надо себя обманывать, речь идёт именно об этом, – не может быть безнаказанной. Ни Юлия Навальная, ни каждый шендерович, гозман и как их там ещё зовут, поддержавший эту попытку, не должен избежать наказания.
Андрей Перла
Фото: Сотрудники полиции задерживают участника несанкционированной акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального на Пушкинской площади. Фото: AP Photo / Pavel Golovkin / ТАСС