Со вступлением в силу скандального закона о реинтеграции Донбасса возникла угроза эскалации обстановки в регионе. Об этом заявили в МИД России, призвав Запад не допустить сценария гибели украинской государственности. Последствия принятия закона могут оказаться непредсказуемыми – вплоть до признания Москвой независимости Луганска и Донецка, а также резкого изменения отношений с главными союзниками на территории постсоветского пространства.
В МИД России увидели угрозу серьезной эскалации обстановки на юго-востоке Украины в случае применения скандального закона о реинтеграции Донбасса. Дипломаты уверены, что президент Украины Петр Порошенко «фактически перечеркнул Минские соглашения, развязав руки «партии войны».
«Надеемся, что ее западные кураторы отдают себе отчет в этом и сумеют употребить имеющееся у них влияние на Киев, чтобы не допустить претворения в жизнь гибельного для украинской государственности сценария, чреватого непредсказуемыми последствиями для европейской стабильности и безопасности», – говорится в опубликованном в субботу сообщении.
Дипломаты отметили, что вступление закона в силу совпало с очередной годовщиной украинского госпереворота в феврале 2014 года. «Выводы напрашиваются сами собой: нынешний киевский режим, придя к власти путем вооруженного путча, не приемлет иных методов, кроме насилия», – считают дипломаты.
Во вступившем в субботу в силу законе о реинтеграции Донбасса (был принят Верховной радой 18 января) Россия упоминается как «агрессор» и «оккупант», а неподконтрольные Киеву территории – Донецкая и Луганская самопровозглашенные республики – называются «оккупированными». Документ дает президенту право использовать вооруженные силы в регионе в мирное время ради защиты суверенитета. В ходе правок закона из него исключили пункт о приоритетном значении Минских соглашений для урегулирования конфликта. Вместо этого предлагается опираться на резолюцию Совбеза ООН по Донбассу.
В то же время депутаты не стали рвать с Москвой дипломатические отношения и денонсировать Договор о дружбе с Россией, так как это поставило бы под сомнение нынешние границы страны.
В ЛНР назвали произошедшее запоздалым желанием Киева узаконить насилие в регионе. «Для нас это очередное подтверждение нежелания Киева разрешить конфликт мирным путем, явная демонстрация намерения обострять конфликт. На это же указывает и сосредоточение живой силы и вооружений на линии разграничения, значительное увеличение обстрелов со стороны Украины с момента подписания закона», – сказал «Интерфаксу» врио главы МИД ЛНР, полпред Луганска на минских переговорах Владислав Дейнего.
В Донецке придерживаются такой же позиции и намерены «требовать вернуть Украину в рамки международных обязательств». «Все без исключения причастные к урегулированию конфликта на Донбассе признают, что нет альтернативы минским переговорам», – сообщили в совете министров ДНР.
Сам Порошенко заявил после подписания закона, что документ не нарушает никаких международных обязательств Украины, включая Минские соглашения, а «обеспечит правовой механизм для политико-дипломатического возвращения этого региона» под контроль Киева.
Политолог, член президентского Совета по межнациональным отношениям Богдан Безпалько уверен, что скандальный закон принимался с одобрения Запада. Он напомнил, что на заседаниях Верховной рады и правительства часто присутствуют западные политики, которые «оказывали непосредственное воздействие на принятие законов и решения украинского руководства».
«Украина для Запада – это инструмент давления на Россию. Поэтому эскалация вооруженного конфликта, которая может привести к катастрофическим сценариям для самой Украины, не рассматривается в данном сценарии как нечто негативное для Запада. Главной целью здесь является дестабилизация обстановки в России через Украину, через Донбасс. Даже если Украина пострадает, это непосредственно на Западе никого не будет интересовать», – сказал Безпалько газете ВЗГЛЯД.
Политолог напомнил об уже существующем механизме по урегулированию конфликта, признанном ООН: Минских соглашениях второй версии. Будь Запад заинтересован в урегулировании, то мог бы заставить Киев выполнить эти соглашения в полном объеме, а не допускать принятие закона об интеграции. «Для Запада и Украины военная эскалация – это удобный политический инструмент. Для США это способ борьбы с Россией как с конкурентом в глобальной политике, а для Западной Европы это инструмент давления на Россию с целью сделать ее более сговорчивой по вопросам экономического и политического сотрудничества», – уверен Безпалько.
Эксперт добавил, что Украина, несмотря на попытку соблюдать свои экономические интересы, является сателлитом Запада и тоже находится под угрозой определенных санкций. В сложившейся ситуации конфликт в Донбассе используется для давления как на Москву, так и на Киев. Впрочем, для России существует несколько возможных сценариев выхода из этой ситуации. Необходимым условием остается отказ идти на односторонние уступки. Как показывает новейшая история, они ведут только к ужесточению и увеличению требований.
«Даже если мы «отдадим» Украине Крым, давление не прекратится. Будут найдены другие поводы. Скажем, против нас сформируют санкции под предлогом расследования убийства Немцова или кого-либо еще. Здесь преследуется цель устранить конкурента, а не добиться возвращения Крыма», – полагает Богдан Безпалько.
Гипотетическим сценарием могут стать меры по поддержке республик Донбасса, хотя сейчас, как считают некоторые эксперты, признать их независимость де-юре невозможно. «В определенный момент могут сложиться исторические условия, когда это будет вполне позволительно с точки зрения политики. Напомню, что Южная Осетия и Абхазия долгое время существовали де-факто как республики и лишь после конфликта 2008 года были признаны Россией как независимые государства», – напомнил эксперт.
По его словам, Москве следует наращивать влияние на постсоветском пространстве в отношении не только своих противников и просто соседей, но и союзников. Например, президент Белоруссии Александр Лукашенко вопреки обещаниям так и не признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Более того, «Батька не признает суверенитет России над Крымом». «В данной ситуации стоило бы поставить вопрос о мерах экономической поддержки, потому что Россия тратит существенные ресурсы на поддержку экономики и политической системы Белоруссии, получая взамен лишь формальный статус Белоруссии как союзника и не более того», – считает политолог.
Все больше вопросов по поводу шагов Армении в сторону европейской интеграции, что не способствует укреплению связей с Россией. Еревану рано или поздно по требованию Запада придется сделать выбор в пользу чего-то одного.
«Отношения с другими странами, которые тоже пользуются существенными мерами поддержки и которые требуют от России предоставления ряда экономических льгот, должны быть пересмотрены. Здесь нет ничего зазорного, потому что Россия всего лишь защищает свои национальные интересы. Мне не совсем понятно, почему Россия должна пользоваться транзитом энергоресурсов в Китай через Казахстан. Мы оплачиваем транзит казахско-китайской компании, хотя мы можем поставлять углеводороды Китаю непосредственно со своей территории. Либо это вопросы коррупции, с которой тоже надо бороться, либо это вопросы не совсем верно понятых союзнических отношений. Казахстан, безусловно, наш союзник, но выплачивать миллионы долларов за транзит просто так совершенно не рационально... Все эти вопросы вкупе должны помочь нам сформировать стратегию с тактикой, чтобы двигаться вперед», – отметил Безпалько.