Президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно ставил перед руководством России вопрос о размещении в республике российского тактического ядерного оружия (ТЯО). В последний раз – в марте с.г. Его просьба, наконец, удовлетворена.
Глава Российского государства в интервью автору программы «Москва. Кремль. Путин» Павлу Зарубину подчеркнул, что размещение этого оружия не нарушает обязательств по ДСНВ.
По словам Путина, президент Белоруссии Александр Лукашенко давно просил разместить на территории своей страны российское ядерное оружие. Об этом желании он публично заявил еще до начала спецоперации России на Украине, в 2021 году. В интервью российскому телеведущему Дмитрию Киселеву, напомнившему белорусскому лидеру о заявлении генсекретаря НАТО Йенса Столтенберга о том, что ядерное оружие могут перевезти восточнее Германии, Лукашенко заметил: «Понятно куда — в Польшу. Тогда я предложу Путину вернуть ядерное оружие в Беларусь».
А в ноябре 2021 года в интервью для одного российского журнала Лукашенко признался, что хотел бы получить от России несколько дивизионов оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер».
«Мне надо несколько дивизионов на западном и южном направлениях, пусть стоят. Это 500 км [дальность пуска], потому что наш „Полонез“ (белорусская реактивная система залпового огня. — Прим. авт.) — до 300 км. Сейчас тормошу вашего президента [Владимира Путина], мне нужны здесь эти 500-километровые ракетные установки», — заявил Лукашенко.
Следующее публичное обсуждение вопроса размещения российского ядерного оружия в Белоруссии состоялось в июне 2022 года во время переговоров Лукашенко и Путина.
Российский лидер отметил, что в тот момент в шести европейских странах — членах НАТО — американцы хранили 200 ядерных тактических боеприпасов, в основном атомные бомбы. И для их возможного применения были подготовлены, по его словам, 257 самолетов за пределами США.
«Вы сказали о том, что можно было бы ответить зеркально, — обратился Путин к Лукашенко. — Можно, но, наверное, нет необходимости. Но я с вами полностью согласен, что позаботиться о безопасности наших стран, Союзного государства, а может быть, ОДКБ мы просто обязаны», — подчеркнул президент России.
Он предложил дооборудовать на российских авиационных заводах «достаточно большую группировку самолетов СУ-25, находящуюся на вооружении белорусской армии, и начать подготовку лётного состава».
«И как вы просили, в течение нескольких ближайших месяцев мы передадим Белоруссии ракетно-тактические комплексы „Искандер-М“, которые могут применять как баллистические, так и крылатые ракеты», — пообещал тогда Владимир Путин.
Спустя неделю после переговоров с президентом России Лукашенко, выступая на торжественном собрании по случаю Дня Независимости, заявил, что если Польша решится применить ядерное оружие, то Беларусь будет готова ответить ей.
«Польша обратилась к американцам и попросила привезти им ядерное оружие. Я тогда президенту Путину сказал: „Почему мы делаем вид, что ничего не происходит?“ Мы долго консультировались и пришли к выводу, что мы должны быть готовы для того, чтобы в течение суток ответить им зеркально», — сказал Лукашенко.
«1 июля заканчиваем строительство специального хранилища для тактического ядерного оружия на территории Белоруссии»,— сказал в марте 2023 г. в программе Павла Зарубина Владимир Путин.
На вопрос ведущего, при каких условиях может быть передано само оружие, Путин ответил: «Мы не передаем. И США своим союзникам не передают, мы, в принципе, делаем все то же самое, что они делают десятилетиями… и готовят их носители и их же готовят экипажи. Мы то же самое собираемся делать».
«Что касается наших переговоров с Александром Григорьевичем Лукашенко, поводом послужило, наверное, заявление замминистра обороны Великобритании, что они собираются поставлять снаряды на Украину с обедненным ураном, это так или иначе связано с ядерными технологиями», — пояснил президент РФ.
Российский лидер также заявил, что России есть чем ответить на снаряды с обедненным ураном: у нее тоже немало таких боеприпасов, но она их не применяет. Путин не согласился с утверждениями Запада, что обедненный уран не вызывает последствий. «Дело в том, что они, конечно, не относятся к разряду оружия массового поражения. Это правда. Но сердечник снаряда с обедненным ураном, там может быть разный материал использован, он используется в бронебойных целях, все-таки порождает так называемую радиационную пыль, и в этом смысле он, конечно, относится к оружию наиболее опасного характера», — сказал президент.
И добавил, что с 3 апреля начинается подготовка белорусских экипажей. По его словам, в Белоруссии уже находятся носители (российского) ядерного оружия: это доработанные по договорённости с Минском Су-24, оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», а также наши Миг-31 с «Кинжалами», всё это прикрывают современные средства ПВО, включая переданные зенитно-ракетные С-400.
«Даже вне контекста этих событий, этого заявления, Александр Григорьевич Лукашенко давно ставит вопрос о том, чтобы разместить на территории Белоруссии российское тактическое ядерное оружие. Здесь тоже нет ничего необычного»,— сообщил Владимир Путин, напомнив, что США делают это в течение десятилетий, размещая на территории своих стран-союзников, стран НАТО, в Европе, свое тактическое ядерное оружие — в шести государствах. Это Германия, Турция, Нидерланды, Бельгия, Италия и Греция, перечислил Президент, уточнив, что в Греции боеголовок нет, но есть хранилище для них.
Таким образом, Белоруссия ныне становится «ядерным ферзем» России на границах с НАТО и Украиной. Недаром на Западе столь бурно отреагировали на решение о размещении нашего ТЯО в соседней с нами стране. Евросоюз в ответ готов ввести новые санкции.
Об этом заявил глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель. Он назвал размещение Белоруссией у себя российского ядерного оружия «эскалацией и угрозой европейской безопасности», начисто позабыв про американское ядерное оружие на территории Европы.
Хотя очевидно, что европейцы уже сами не знают, что включать в донельзя «страшный» 12-й пакет новых антироссийских рестрикций.
Кстати, специальные боеприпасы будут храниться и контролироваться армией России. В современных армиях при помощи ТЯО предусмотрен взлом линии обороны противника, также это оружие будут применять для сокрушительных ударов по вражеским штабам, складам техники и транспортным узлам. Его дальность исчисляется сотнями километров. Озвученные российской стороной специальные боевые части ракет — например, для Су-24 мощностью около 30 килотонн, для ОТРК "Искандер-М" — 50 килотонн.
Президент России ясно дап понять, что решение Москвы и Минска — это ответ на эскалацию конфликта на Украине, организованную Западом.
Этому шагу сопутствовали концентрация войск НАТО у границы Белоруссии, агрессивная политика Варшавы, а также заявленная готовность поставлять Украине бронебойные снаряды с запрещенным урановым сердечником.
«Каждый день поставок иностранного оружия на Украину в конечном счёте приближает этот самый ядерный апокалипсис. Это не означает, что он обязательно состоится. Но всадники апокалипсиса уже в пути и продолжают своё движение, можете не сомневаться», — так замглавы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев прокомментировал принятые натовцами решения.
Кроме того, Медведев предупредил, что попытка Украины отвоевать Крым станет основанием применить любое оружие, в том числе предусмотренное «основами доктрины ядерного сдерживания». Он считает, что попытка «отколоть часть государства» равна «посягательству на существование самого государства».
Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, в свою очередь, отметил, что вероятность ядерного конфликта в настоящий момент выше, чем в последние несколько десятилетий.
«Абсолютно беспрецедентная степень враждебности США, курс на безоглядную эскалацию конфликта на Украине, проведение тотальной и все более изощренной по своим формам гибридной войны против России поменяли принципиальным образом для нас всю обстановку в области безопасности», — объяснил Рябков.
Игра Запада на нервах получила тренд на развитие, и теперь все понимают, чем может закончиться спецоперация на Украине, если элиты США и Европы не усадят Киев за стол переговоров.
Размещение ТЯО в Белоруссии также призвано охладить пыл русофобствующих политиков у границ Калининграда, считают эксперты. К тому же сокращение архиважных подлётных минут до противника отнюдь не помешает России защищать собственные границы…
Немудрено, что болезненней всего на заявленное размещение российского ТЯО в Белоруссии отреагировали ближайшие соседи Минска. Секретарь СНБО Украины А. Данилов написал в «Твиттере»*, что «Россия взяла Белоруссию в заложники»! Правда, вспомнить, чьим заложником является Киев, очевидно, постеснялся. А польские эксперты уже объяснили своим гражданам, что официальная дальность полета «Искандеров» составляет до 500 км: «Ракеты, размещённые в Беларуси, могут угрожать практически всей территории Польши, а также ближайших стран».
Берлин назвал запугиванием грядущее размещение российского ядерного оружия в Белоруссии. «Сравнение президента Путина с ядерным распределением сил НАТО обманчиво и не может служить для оправдания шага, объявленного Россией», — говорится в сообщении внешнеполитического ведомства ФРГ.
Немногие в Европе, увы, пока готовы трезво оценивать ситуацию. Один из немногих — колумнист Der Spiegel Рене Пфистер, делает вывод, что скоро немцы очнутся от иллюзии, созданной нынешним канцлером, что они якобы могут положиться на США как на державу-покровительницу, и осознают, что беспомощны, а ядерные боеголовки из России направлены именно на них.
CNN успокаивает аудиторию объяснением разницы между тактическим и стратегическим ядерным оружием: мол, это не те колоссальной мощности баллистические ракеты, способные стереть с лица земли все живое и неживое. По мнению аналитиков, которых опросило издание, действия России призваны лишь напугать мир, но такой шаг — не реакция на эскалацию, организованную Западом, а якобы попытка отвлечься от собственных проблем.
В конце комментария издание всё же соглашается, что размещение тактического ядерного оружия в Белоруссии «приближает его не только к Украине, но и Польше, Литве и Латвии, всем союзникам по НАТО». Что на самом деле, будем надеяться, сулит критическое осмысление дальнейшей антироссийской политики, проводимой этими странами, и бесконечных угроз в адрес России.
Недаром президент Путин назвал страны, безоглядно снабжающие Киев вооружением, «поджигателями войны». Эти архиопасные действия — из месяца в месяц возрастающие поставки все более опасных типов оружия и боеприпасов, регулярные щедрые финансовые вливания, отправка наемников на Украину — отнюдь не способствуют восстановлению мира на украинской земле и глобальной международной безопасности.
Александр Владимирович Пронин – полковник, военный эксперт