В России одновременно никогда еще не находилось столько глав иностранных государств. В Сочи прошел первый в истории политический саммит «Россия – Африка» и экономический форум, на которые прибыли главы почти всех государств Африки и межгосударственных объединений, число участников превысило шесть тысяч человек.
На полях форума много говорили о сравнении российского и советского периодов в отношениях с Африкой. Основное отличие – никакого идеологизированного деления стран на «наших» и «не наших» не осталось. В Сочи приехали все или почти все, и почти всем «нужна Россия».
Форум наглядно показал, что ни о какой международной изоляции России не может быть и речи. Рестрикции мобилизуют здоровые силы на развитие, а партнеры уважают Россию больше после того, как она не стала под давлением уступать позиции.
Судя по данным объективного мониторинга голосования в ООН, критическую позицию в отношении действий России последовательно занимала только Либерия, но и она может вскоре отказаться от своей позиции. Подавляющее же большинство стран Африки выступают на стороне России или придерживаются дружественного нейтралитета.
Африка становится субъектом международной политики и глобальной экономики. Самостоятельным центром силы и принятия решений. К 2063 году Афросоюз ставит задачу добиться экономического и политического единства континента, но уже сейчас видно, что Африка – это не просто пространство, ограниченное берегами континента, но партнер, самостоятельный игрок. Африканские лидеры все чаще принимают совместные либо согласованные решения, осознают себя сплоченной группой.
Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости
Россия – единственный глобальный игрок, которому объединение и усиление Африки безусловно выгодно. Многим остальным выгодно, напротив, раздробление континента и ослабление отдельных стран. Ключевое преимущество российского подхода происходит из естественных отличий. Если ЕС, США и Китаю нужны прежде всего природные ресурсы Африки, России (у которой «все свое») нужны новые рынки сбыта, покупатели. И нужна самостоятельная сильная Африка, которая будет не отдавать сырье импортерам почти бесплатно, а потреблять и перерабатывать его сама.
Тем не менее, политику на форуме почти не обсуждали. И официально, и на полях доминировала экономическая повестка. Форум посетили не только политические лидеры Африки, но и владельцы крупнейших африканских финансово-промышленных групп: Вале Тинубу и Изабель душ Сантуш, Сидики Доколо – эти люди сейчас решают, в каком направлении будут развиваться экономические системы континента.
Африканцы приехали в Сочи с деньгами, а не за деньгами. В 2014–2018 гг. Африка оказалась единственным регионом мира, показавшим существенный рост объема российского экспорта – на 8,1 млрд долларов в абсолютном выражении и на 86% в относительном, в т. ч. на 6,63 млрд долларов (+87%) в Северную Африку и на 1,47 млрд долларов (+85%) в Африку к югу от Сахары. Российские участники бизнес-форума искали и находили новых покупателей, возможности для расширения рынков сбыта. Общий накопленный объем российского экспорта в Африку за последние 10 лет составил около 100 млрд долларов, среди покупателей лидируют Египет (37,5 млрд), Алжир (25,8 млрд), Марокко (8,4 млрд), Тунис (4,7 млрд), Нигерия (3,2 млрд).
Африка остается пока последним большим не поделенным пространством возможностей. Неразведанные запасы полезных ископаемых, неосвоенные и быстро растущие потребительские рынки, в самом начале развития находятся все базовые системы инфраструктуры. На Африку приходится 65% неиспользуемых пахотных земель и 30% минеральных ресурсов мира.
Медицина, образование и информационно-коммуникационные технологии будут определять ландшафт российско-африканского сотрудничества на ближайшую декаду наряду с «экспортом безопасности» и продовольствия. Эти направления отвечают и возможностям России, и потребностям Африки.
Через три года, уже в Аддис-Абебе, пройдет второй саммит, к этому времени роль Африки в развитии российской экономики будет уже заметна почти каждому.
Андрей Маслов