Русские Вести

Турция просится под защиту БРИКС


Итог саммита БРИКС в Йоханнесбурге оказался интересным: Турция, имеющая статус «желающей страны», вполне серьёзно попросила принять её в полноправные члены. Такое заявление сделал президент-султан Р. Т. Эрдоган.

«Если вы возьмёте нас, название платформы станет БРИКСТ˂...˃Мы сотрудничаем в G20 с этими странами. Я хочу, чтобы страны приняли необходимые меры, и мы заняли подобающее место в БРИКС».

Заявление ожидаемое, если учесть очередной конфликт между Турцией и США. Напомню, что Анкара пригрозила арбитражным судом американцам, в случае отказа выполнять договорённости по поставкам F-35. А они не поставят, ибо Конгресс запретил это делать, так как Турция подписала с Россией контракт на поставку ЗРК С-400. Мотивация Конгресса проста: негоже члену НАТО покупать оружие у противника.

Подоплёка же риторики конгрессменов иная, к идеологическому и геополитическому противостоянию отношения не имеющая. Просто американским военным корпорациям хочется продавать свои «Патриоты», системы THAAD и прочие «Иджисы». Которые по сравнительным ТТХ сильно уступают российским ЗРК.

Ожидаемо и потому, что турецкая операция «Оливковая ветвь», конца-края которой не видно, является войной члена НАТО против сил, подконтрольных другому члену НАТО, по совместительству лидеру Североатлантического Альянса. Напомню, что, несмотря на сопротивление и воинственную риторику Эрдогана, США создали в Сирии т. н. «Силы охраны границы», задействовав сирийских курдов в районе Африн. А это — турецко-сирийская граница.

Турецкий лидер тогда заявлял, что не потерпит рядом с собой вооружённых американцами террористов, коими для него являются любые курды. И это, к слову, уже второй конфликт НАТО vs НАТО, где принимает участие Турция. Первый был в 1974 году, когда Турция вторглась на греческий остров Кипр.

Уместно вспомнить и постоянные отказы Евросоюза принять турок в дружную евротолерантную семью. Соглашение об ассоциации было подписано ещё в 1963-м, но статус кандидата получили только в 1999-м. А противодействие европейских политиков проведению прошлогоднего конституционного референдума в Турции окончательно поставило крест на евроинтеграции страны.

Видно, что Анкаре непросто. США с ней воюет в Африне (опосредовано) и вопросах военных поставок (снижение обороноспособности+экономика), в 2016 году вообще попытку путча устроили (не доказано, но похоже на то). Трамп грозит экономическими санкциями, если Эрдоган не выпустит из тюрьмы американского проповедника Э. Брансона, связанного, по мнению турецкой контрразведки, со скрывающимся в США проповедником Ф. Гюленом.

Глава МИД Турции М. Чавушоглу:

«Никто не может диктовать Турции, как поступать. Мы никогда не будем терпеть угрозы от кого-либо. Перед законом все равны без исключений».

А Гюлена американцы не выдают, хотя просьбы об экстрадиции поступали от Турции не один год.

Вопрос: куда податься Эрдогану?

Самым влиятельным международным объединением на сегодня является именно БРИКС. Совокупность экономик, военной мощи, территорий, человеческих и природных ресурсов делают организацию привлекательной для вступления тем, кому не на кого больше рассчитывать.

Ситуационное сотрудничество с Ираном в рамках Астанинского процесса действует до тех пор, пока переговоры контролирует Россия. Не станет формата Астаны — Тегеран и Анкара вновь перейдут на взаимные обвинения и угрозы. Израильский фактор тоже важен, так как с Тель-Авивом отношения издавна враждебные. И вновь обострились в связи с проблемами в Газе. Поддержка Катара в прошлогоднем дипломатическом конфликте ухудшила отношения с ближайшим союзником США в регионе — Эр-Риядом и другими странами Персидского залива.

Проще говоря, в одиночку туркам не выжить, несмотря на вполне героическое прошлое. Надо искать тех, кто не бросит в трудной ситуации, как поступило НАТО в ноябре 2015 года, открестившись от конфликта Анкары с Москвой из-за сбитого российского бомбардировщика. Это, кстати, был интересный показатель сплочённости Альянса: от Турции просто отшатнулись, предоставив Эрдогану самому расхлёбывать заваренную кашу, вполне могущую перерасти в военный конфликт с Россией.

Станет ли Турция вести себя также безрассудно, если войдёт в БРИКС? Вряд ли, ибо с Россией, Индией и Китаем ссориться точно не с руки. Вашингтон хотя бы далеко, в отличие от данной ядерной тройки, а Европа... Оно им надо?

Турки могут только начать противодействие принятию в БРИКС Ирана, у которого статус выше — наблюдатель. Но президент Рухани пока не делал заявлений, подобных турецкому. Наблюдает со стороны, выжидая момента.

Сотрудничество в возможном формате БРИКСТ ещё более укрепит политико-экономический блок. Не надо забывать, что турецкая армия по мощи является второй в НАТО. А рассыпающийся по воле Трампа военный блок без орды янычар превращается в совершенно небоеспособный европейский рудимент. Однако поживём — увидим.

Валерий Усачёв, специально для News Front

Источник: news-front.info