Русские Вести

Турция: притязания на Крым носят бессрочный характер


Недавний очередной киевский саммит антироссийской так называемой «Крымской платформы» обозначил новый этап широко известного «многовекторного» прагматизма турецкой политики. Выступая по видеозаписи на этом форуме, президент Реджеп Эрдоган в очередной раз вполне конкретно поддержал украинскую принадлежность Крыма, ушедшую в прошлое вот уже более 10 лет назад по итогам референдума 16 марта 2014 года. Не забыл турецкий лидер в очередной раз возвестить и об «опекунстве» своей страной «единого» с турецкой нацией крымско-татарского народа: «…боль от трагедии, которую пережили наши крымско-татарские турки, насильственно изгнанные со своей родины, не утихает, и их раны не заживают уже 80 лет. Аннексия Крыма, против которой Турция выступает и которую не признаёт с первого дня, еще больше усугубила эти страдания. Наша поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины остается непоколебимой. Возвращение Крыма Украине является требованием международного права». 

Эрдоган отметил также, что «обеспечение безопасности и благополучия крымских турок – один из приоритетов внешней политики Турции». Кроме того, он поблагодарил просроченного Зеленского «за работу по обеспечению прав крымских татар в рамках "Крымской платформы"». 

Характерно в этой связи и то, что крымско-татарское население, значительная часть которого в период оккупации полуострова добровольно и с охотой пошла на службу нацистам, назвал именно турками, тем самым напомнив об их принадлежности к «турецкой нации» и вытекающих якобы из этого особых обязательствах Анкары по отстаиванию их интересов. С точки зрения соседей по южному берегу Чёрного моря, это вполне логично, учитывая сфабрикованную ещё в 1974 г. «Турецкую республику Северного Кипра», а в более широком контексте – притязания Анкары и лично г-на Эрдогана на ареалы бывшей Османской империи, включая некогда вассальное «Крымское ханство», включая обширные районы Северного Причерноморья, ныне являющиеся, так же как и Крым, неотъемлемой частью Российской Федерации.

В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на последовавшем в тот же день, 11 сентября, брифинге заявила, что «все входящие в состав России субъекты не являются предметом переговоров. Очертание любого серьезного мирного урегулирования по Украине, включая территориальные реалии, определяются этой главной базовой задачей вкупе с гарантиями безопасности России».

Ни для кого не секрет, что, несмотря на социально-экономические трудности и ослабление позиций правящей Партии справедливости и развития, что наглядно продемонстрировали недавние местные выборы, Эрдоган давно и весьма последовательно проводит политику возрождения Османской империи XXI века, включая туда немалую часть территорий соседних государств. В наиболее радикальном изводе проекта «Великого Турана» в него в той или иной форме «войдут Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, а также российские Крым, Северный Кавказ, Дагестан, Башкирия, Якутия, Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская, Самарская области, Краснодарский и Ставропольский края».

К слову, в 1990-х и позже некоторые зарубежные источники, в т. ч. турецкие, сообщали о разработке в Киеве (скорее всего, совместно с турками) проекта крымско-татарского автономного национального округа на юго-западе Крыма с центром в Бахчисарае, но без выхода к побережью. Впрочем, распоясавшиеся тогда не на шутку активисты запрещённого в России «меджлиса» требовали участия в руководящих структурах всего Крыма или существенного расширения границ или полномочий этой предполагаемой новой административно-территориальной единицы. Этот проект застопорился, однако в Киеве или Анкаре его вполне могут достать из пыльного сундука…

Нелишне напомнить в этой связи, что ещё в 1954 году, после передачи полуострова в состав тогдашней Украинской ССР, многие турецкие политики прогнозировали, что через какое-то время, по мере ослабления «послесталинского» СССР, их преемники смогут потребовать восстановления своего суверенитета в Крыму, ибо с Киевом договориться будет легче, чем с Москвой, под предлогом нарушений условия стародавнего договора (1774 г.) о передаче Турцией Крыма под российский протекторат. 

Во всяком случае, подобного рода аргументация с новой силой начала звучать после 1991 года, однако ещё несколькими десятилетиями ранее, в конце 1960-х гг., Анкарой был проброшен своего рода «пробный шар» в отношении Крыма. Теперь уже мало кто помнит, что вскоре после известных событий в Чехословакии 1968 года Турция подала иск в Международный суд ООН о неправомерности передачи Крыма из РСФСР Украине. В документе предлагалось обсудить возможность восстановления статуса Крыма в качестве автономии Турции, апеллируя к условиям вышеупомянутого Кючук-Кайнарджийского договора (1774 г.), по которому Блистательная Порта признавала над Крымом только российский суверенитет. В 1969 году Международный суд претензии Анкары отклонил на том основании, что «...данная передача территории происходила в составе одного государства, юридически представлявшего Россию и в том числе СССР в целом». Потерпев фиаско на ниве юстиции, до поры до времени Турция перестала прямо или косвенно заявлять о своих претензиях на полуостров. Скорее всего, на ее позицию повлияли и новые «крымские» решения Москвы, а именно  Указ Президиума Верховного Совета СССР 5 сентября 1967 г. № 493 «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму», фактически позволивший крымским татарам, переселённым в 1944 г. на Урал и в Среднюю Азию, возвращаться на полуостров. Как следствие, если, по официальным данным, в 1967 г. в Крыму официально проживало 23 татарина, то уже в 1968-м – свыше 1400.

Со второй половины 1960-х гг. турецкие власти активно налаживали связи с политическими группами крымских татар в СССР, выступающими за их массовое переселение на полуостров, о чём свидетельствует, в частности, служебная записка ЦК КПСС от 4 октября 1967 г.: «...нельзя не отметить, что значительная часть татарского населения высказывает желание возвратиться в Крым. Это поддерживается зарубежной диаспорой, а также турецким правительством. В настоящее время массового переселения не предвидится, но не исключено, что, начиная с весны 1968 года, туда могут поехать большие группы татар. Партийным и советским органам Крымской области необходимо иметь это в виду и учитывать в своей повседневной работе». И далее: «...особенно отрицательную позицию по отношению к упомянутому Указу заняла группа лиц из числа так называемых "автономистов", которая выдвигает требование об организованном переселении в Крым и создании автономии… в последнее время [они] меняют тактику, считая необходимым вначале переехать в Крым, заселиться компактно, а затем ставить вопрос об образовании автономии...» (1). Заметим, представители данного радикального течения – частые и желанные гости в Анкаре и на берегах Босфора…

Впоследствии Турция приняла к сведению постановление Совмина СССР 11 июля 1990 г. № 666 «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область», а также постановление Верховного Совета СССР от 1 ноября 1990 года № 1771-1 «О ходе осуществления первоочередных мер, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область». Именно на рубеже 1980-х – 1990-х годов, в лихую «перестроечную» пору, создавались первичные условия для притязаний Турции на Крым, пусть и под прикрытием лелеемой радикальной частью крымско-татарских националистов «автономии», этакого «Крымского ханства XXI века», судьба других народов в котором стала бы, мягко говоря, незавидной. Воссоединение Крыма с Россией позволило притушить негативные тенденции, однако они никуда не делись и вполне могут принять куда более опасные деструктивные формы. 

Не отказываясь (это если выражаться мягко) от укрепления военно-технических связей с режимом Зеленского, Анкара подаёт заявку на вступление в межгосударственное объединение БРИКС, где вполне может стать «троянским конём» коллективного Запада. В октябре Реджеп Эрдоган отправляется в Казань, где в рамках форума БРИКС+ запланирована его встреча с Президентом России Владимиром Путиным. «…Мы рассчитываем на контакты двух президентов в Казани на саммите БРИКС, если это произойдет, но мы надеемся, что такая возможность представится», – рассказал журналистам Дмитрий Песков в тот же день, когда турецкий лидер в очередной раз напомнил о немаловажной (заметим, далеко не единственной) линии разногласий в российско-турецких отношениях. «Мы надеемся, что со временем Анкара сможет лучше понять нас и согласиться с нашими доводами», – дипломатично заметил пресс-секретарь Президента, однако, опираясь на имеющиеся многочисленные факты, можно с уверенностью утверждать, что этого не произойдёт никогда.

Примечание

(1) см., например, «Political Projects Aimed at Resolving the Problem of Crimean Tatars in the USSR (1950s--1980s): Power and Ethnicity», USA, 1986; «Ташкентский процесс: суд на десятью представителями крымско-татарского народа (1 июля - 5 августа 1969 г.)», Фонд имени Герцена, Амстердам, 1976

ДМИТРИЙ НЕФЁДОВ

Источник: www.fondsk.ru