Русские Вести

США проиграли российской нефти ради санкций против Ирана


Трудно поверить, но экспорт нефти из США сокращается гораздо быстрее иранского. Вашингтон уже потерял более 900 тысяч баррелей в сутки. И это без учета Китая, который не будет закупать американскую нефть, а заменит ее другим источником - российским.

Иран при этом по разным оценкам лишился от 450 до 600 тысяч баррелей экспорта, что позволяет задать один очень простой, но логичный вопрос. Как так получается, что санкции Трампом объявлены Ирану, а сокращается при этом, в первую очередь, именно американский экспорт?

Но самым обидным для Вашингтона последствием введения «антииранских санкций» является то, что освободившиеся с их помощью ниши, сегодня быстро занимаются именно российскими компаниями, которые смогли выстроить на мировом рынке сверхвыгодные схемы по перепродаже иранской нефти.

Кто потерял больше и почему

Сначала давайте разберемся, откуда такая разница в оценках потерь иранского нефтяного экспорта? Разные эксперты отталкиваются от разных «точек отсчета» объемов «предсанкционного» экспорта иранской нефти. Общепринятой в США является цифра 2,3 млн баррелей в сутки, которые Тегеран поставил на мировые рынки в апреле 2018 года. Между тем, европейские эксперты чаще говорят о 2,15 млн баррелей в сутки, которые Иран поставлял на мировой рынок в среднем за период до всех антииранских заявлений Дональда Трампа весной 2018 года.

Не будем зацикливаться на этой цифре, а обратимся к расчетам норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, которая вычислила, сколько нефти было экспортировано Тегераном в сентябре 2018 годы. По ее данным в прошлом месяце экспорт иранской нефти составил 1,7 млн баррелей, что намного больше американских ожиданий (1,2-1,3 млн баррелей). И это ровно столько, сколько по данным энергетического отдела администрации США экспортировали сами Штаты в последнюю неделю сентября. При этом общие потери американского экспорта за последние месяцы они оценили в 917 тысяч баррелей в сутки с прогнозом, что в будущем эта цифра будет только расти.

Причин здесь несколько. Во-первых - политические. США сегодня ведут экономическую войну с Китаем, и летом Дональд Трамп вывел ее на новый уровень, что заставило Пекин в начале августа объявить о своих планах отказаться от американского нефтяного импорта, который к тому времени составил уже почти 0,3 млн баррелей в сутки. На прошлой неделе эта угроза была приведена в исполнение, а значит, Вашингтон получит еще одну нефтяную «пробоину», которую ему придется закрыть. Обещает помочь Южная Корея, уже объявившая о своих планах по импорту в октябре-ноябре 2018 года 12 млн баррелей американской нефти. Это, конечно, не сможет полностью компенсировать китайских потерь техасских нефтяников, но заметно их уменьшит.

Кстати, практически незримо для СМИ вышла статистика по закупкам нефти Индией. Индийцы в сентябре текущего года вчетверо (по отношению к рекордному июню) сократили объемы закупок американской нефти (с 347 до 84 тысяч баррелей в сутки). При этом поставки иранской нефти в страну в сравнении с августовскими выросли сразу на 111 тысяч баррелей в сутки до более чем 500 тысяч баррелей.

Вторые причины падения американского нефтяного экспорта - экономические. Покупать американскую нефть становится менее выгодно. Летом текущего года, вследствие роста курса доллара и соответственно себестоимости производства американской нефти, дифференциал WTI-Brent (относительная разница цены) сузился, что сразу же сказалось и на объемах поставок американского топлива. Только в сентябре по отношению к августу азиатский рынок суммарно уменьшил закупки нефти в Штатах на почти 50 тысяч баррелей в сутки, а европейский - более чем на 100 тысяч баррелей в сутки. Сейчас разница цены европейской и американской нефти вновь стала расти, но на рынке появился новый фактор. Освободившуюся нишу уже успели занять «русские».

«Российская» нефть завоевывает рынки

С января по май 2018 года, как и во второй половине 2017 года, экспорт российской нефти пусть и незначительно, но сокращался. Причины этому были вполне объективные. Соглашение ОПЕК+ накладывало на всех его участников, в том числе и на Россию, определенные ограничения. Иран же интенсивно наращивал свою нефтяную добычу и соответственно - экспорт. Москва, чтобы выйти из положения, начала применять экономические стимулы для увеличения процента переработки своей нефти внутри страны (введение минимальных объемов переработки для каждой компании и относительное к нефти уменьшение экспортных пошлин на готовые нефтепродукты).

А затем Дональд Трамп объявил о своем решении ввести антииранские санкции, и тут у Москвы все сразу стало хорошо. Нет, формально незначительное падение российского экспорта нефти по сравнению с 2017 годом так и осталось, но вот, по факту, «российской» нефти в мире вдруг стало намного больше. Об этом сегодня говорят американские энергетические экспертные круги.

Так, согласно данным экспертов ESAI Energy LLC, в июле-августе 2018 года российский нефтяной экспорт вырос сразу на 100 тысяч баррелей и составил 5,1 млн баррелей в сутки. А осенью они ожидают прибавки на рынке еще минимум 300 тысяч баррелей российской нефти только на европейском рынке, а суммарные ежесуточные ее поставки должны составить 5,5 млн баррелей в сутки. При этом американцы утверждают, что все это является следствием именно антииранских санкций. Главный энергетический директор ESAI Эндрю Рид: «Рост российского экспорта идет по мере сокращения импорта Европой иранской нефти. Поскольку Россия не может увеличить экспорт в восточном направлении в ближайшей перспективе, еще 300 тысяч баррелей нефти будут поступать в Европу».

Между тем, согласно данным российской официальной статистики, экспорт нефти из страны в августе и июле текущего года составляли всего 4,2 млн баррелей в сутки. Причем прогноз экспорта до конца года не предполагает появления добавочных объемов. Откуда взялись лишние 800 тысяч баррелей в сутки и откуда возьмутся на мировых рынках еще минимум 300 тысяч баррелей осенью?

Российская нефтедобыча в Иране: защита партнеров и экспансия

И тут самое время вспомнить о том, что российский Госстат оперирует цифрами производства нефти на территории России, а американские эксперты говорят об экспорте нефти российскими компаниями. А это не одно и то же!

Россия еще в середине 2000-х вошла на рисковые на тот момент нефтяные рынки Ирака и Ирана. Западные компании на них работать тогда не хотели, несмотря на отличные проценты прибыли, а теперь их там особо никто и не ждет. Сегодня добыча нефти российскими компаниями на территории этих стран (в том числе и Курдистана) исчисляется сотнями тысяч баррелей в сутки. Часть этой нефти формально можно считать именно российской, так как она является «дивидендами» российских инвесторов. Именно такую нефть «Роснефть» поставляет сегодня в Индию на крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны, принадлежащий компании Nayara Energy, 49,13% держателем акций которой она сама и является.

Также стоит помнить и о программе покупки Россией в 2018 году примерно 30 млн баррелей иранской нефти, половину выручки от которой Тегеран должен потратить на закупку российских товаров. И именно эта нефть и составляет те самые «недостающие» «российские» 800 тысяч баррелей и именно она является тем самым «резервом», который, по мнению экспертов ESAI Energy, позволит Москве резко увеличить ее экспорт уже этой осенью.

Вот так и получается, что Москва, имея отличные отношения со всеми потенциальными «жертвами» американских антииранских санкций, очень ловко использует их затруднения к своей пользе. При этом она не только умудряется спасать своих евразийских партнеров, но и не позволяет американцам занять те мировые нефтяные ниши, которые Вашингтон наметил для себя.

Юрий Подоляка

Источник: rueconomics.ru