Нынешний отказ Путина спонсировать экономику "коллективного Запада" и приватизировать госсобственность, конечно, является со стороны российского президента осознанным вызовом всему порядку современной "глобальной экономики".
Президент РФ Владимир Путин принял участие в пленарной сессии XI инвестиционного форума "ВТБ Капитал" "Россия зовёт!"
Название этому форуму в нынешнем году его организаторы придумали, надо сказать, весьма специфическое: "Мосты над волнами деглобализации". То есть, в их понимании, деглобализация, связанная с крахом "однополярного мира" Рах Аmericana, — весьма опасный и нежелательный процесс, что-то вроде библейского Всемирного потопа, только масштабом поменьше, затопит не всю планету, останутся "островки жизни", между берегами которых, видимо, и планируется постройка мостов, призванных заменить собой Ноев ковчег.
Может быть, это что-то вроде маскировки/камуфляжа или приманки для пресловутых иностранных инвесторов — тут не берусь судить, не знаю. Но, раз данное мероприятие проводится уже 11 раз подряд и началось, соответственно, ещё в 2009 году, то, значит, оно явно востребовано российскими "верхами" и каким-то боком связано с Мюнхенской речью Путина 2007 года, а также с "первой волной" глобального системного кризиса 2008-2009 гг. Тем более, что российский президент постоянно использует эту площадку для общения с представителями крупного бизнеса: как отечественного, так и зарубежного, а его выступления и ответы на вопросы участников практически всегда становятся смысловым центром данного форума.
На этот раз Путин заявил, прежде всего, о том, что Россия, вопреки рекомендациям МВФ, будет вкладывать средства своего Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые превысят отметку в 7% от ВВП, в инфраструктурные проекты на собственной территории, а не в "первоклассные иностранные активы". Опять же, трудно сказать, насколько это заявление коррелирует с состоявшимся 21 ноября рабочим визитом в РФ президента Швейцарии Ули Маурера, но заложенная в отечественный бюджет 2020 года цена барреля нефти в 42,4 доллара — коррелирует точно. Текущая цена "бочки чёрного золота" российской экспортной марки Urals находится на уровне 63,6 долларов, то есть на 50% выше "бюджетной", а значит — примерно треть бюджетных доходов от экспорта нефти будет через ФНБ идти на реализацию национальных проектов и другие неотложные нужды.
Разумеется, такие "вбросы" приведут к росту зарплат и реальных доходов населения страны, а следовательно — и к инфляции. "Мы будем держать этот вопрос (инфляцию. — Н.К.) на постоянном контроле, в постоянном контакте по этому вопросу будем находиться с правительством, Центральным банком, уважая их предусмотренные законом права и предусмотренную законом независимость", — пообещал российский президент. Этот пассаж, похоже, был адресован всё тем же международным финансовым институтам, которые вряд ли будут в восторге и от прекращения "возврата" российских денег в западные банки, и от президентского вето на правительственную программу приватизации, обещанную в октябре вице-премьером и министром финансов РФ Антоном Силуановым на встрече с руководством МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне.
Если в 1999 году доля российского государства в экономике страны не превышала 27%, то сегодня составляет свыше 70%, то есть она увеличилась в 2,5 раза. И нынешний отказ Путина спонсировать экономику "коллективного Запада" и приватизировать госсобственность, конечно, является со стороны российского президента осознанным вызовом всему порядку современной "глобальной экономики", основанному на пресловутом "вашингтонском консенсусе", который предусматривает особый статус доллара.
Интересно, что в тексте путинского выступления указание на то, что "капитализация российского рынка акций превысила 48 трлн. рублей, или 45% ВВП, значительно выше, чем в США, в Китае, в Германии, в Великобритании или, скажем, в Индии", мирно соседствует с тезисом о серьёзной недооценке акций российских предприятий, в частности — "Газпрома".
Россия не просто продолжает курс на дедолларизацию собственной экономики в целом, а также своих золотовалютных запасов и своей внешней торговли в частности — она призывает к этому и мировой бизнес, и мировое международное сообщество. Следует отметить, что эти призывы полностью совпадают с недавними высказываниями главы Банка Англии Марка Карни о том, что американский "бакс" полностью изжил себя в качестве главной мировой валюты.
При этом мотивация российского президента, конечно, не совпадает с мотивацией главного банкира Туманного Альбиона. "Главная стратегическая цель (США. — Н.К.) — сдерживание развития Китая, сдерживание развития России. Мне думается, что это ошибка, очень серьёзная, глубинная, которая подрывает даже позиции тех, кто инициирует политику подобного рода", — отметил Владимир Путин.
Но это не отменяет того факта, что сегодня Россия зовёт всех отказаться от однополярного мира Pax Americana в пользу многополярности, в котором наша страна должна стать одним из "полюсов", т.е. центров силы.
Николай Коньков