Запад обеспокоен
С крупнейшим арктическим государством, контролирующим огромную территорию и обладающим самыми мощными военными силами, размещенными в регионе, решено разорвать отношения. Канада, Королевство Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США, входящие в Арктический совет, в марте отказались продолжать сотрудничество с Россией.
К слову, в этом году наша страна председательствовала в организации. Если просто посмотреть на карту Арктики, становится понятно, что без России совет просто не имеет смысла существовать. Северный морской путь и большая часть шельфа находятся под юрисдикцией или контролем Москвы. От самоустранения стран Запада серьезно забуксуют не только геополитические проекты, но и гуманитарные миссии. Например, совместные научные исследования Арктики, которые позволяли европейцам точнее калибровать свои часы глобального потепления.
Теперь научные контакты разорваны, и совершенно неизвестно, кто от этого больше потерял. Нельзя сказать, что до российской спецоперации отношения внутри арктических государств блистали доброжелательностью. Россию постоянно упрекали в излишней агрессивности при отстаивании своих интересов в регионе.
В то же время Североатлантический альянс постоянно наращивает военное присутствие в Арктике и разминается военными учениями. Последние маневры – Cold Response 2022 – случились уже после 24 февраля и собрали не менее 30 тыс. военных. Интересно, что изначально планировалось привлечь около 35 тыс. человек, но все карты спутала российская спецоперация. То есть наращивание военный активности НАТО планировалось заранее, и это никак не связано с ситуацией на Украине. Шведы и финны, ранее декларирующие свой внеблоковый статус, также активно включились в действо.
Учения НАТО носили совершенно наступательный характер – армия отрабатывала высадку на побережье под прикрытием флота и авиации. Ни о какой оборонительной тактике речь на Cold Responce не шла. С 2007 года натовцы методично наращивают масштабы учений – с 9 тыс. выросли до 30 тыс. бойцов. И это лишь один эпизод ползучей оккупации Арктики силами Североатлантического альянса.
НАТО на учениях Сold Response
Чем Россия может ответить военным оппонентам в северном регионе? Как отмечают западные аналитики из агентства RAND, силы здесь у Кремля вполне внушительные. Контроль над обширной арктической территорией Россия начала возвращать еще в 2007 году.
В первую очередь это связано с постепенно оттаивающим Северным морским путем, протяженность которого более 5 600 км. Запад крайне негативно реагирует на суверенитет России над этим маршрутом, который в ближайшем будущем должен стать одной из ключевых транспортных артерий. Китай давно присматривается к Арктике – время поставки товаров в Европу по Северному морскому пути сокращается почти в два раза. Пока для этого не хватает инфраструктуры и требуется проводка ледоколами, но льды с каждым годом отступают все севернее, постепенно облегчая освоение региона.
Сейчас для западных держав Северный морской путь фактически закрыт – Кремль требует уведомить о транзите за 45 дней, а также обязывает принимать на борт российского лоцмана. Это стало ответом на частые посещения Арктики западными военными судами. Например, в 2018 году по северному пути прошел корабль ВМС Франции в паре с кораблем снабжения. С этим пора было кончать, и запретительные меры Москвы являются, безусловно, справедливыми.
В активе России в Арктическом регионе достаточно внушительная сила. Это 10 аэродромов (по данным Запада – 13 авиабаз), способных принимать не только истребители-перехватчики МиГ-31, но и тяжелые транспортные самолеты. Армия расконсервировала не менее 50 военных объектов времен СССР и построила немало новых. Важнейшими из авиабаз являются Рогачево на Новой Земле, Нагурское на Земле Александры и Темп на Котельном. Здесь же располагаются военные базы «Трилистники», прославившиеся в свое время в программе «Военная приемка». В Рогачево дополнительно развернута система ПВО С-400, которая, по мнению Запада, «бросает вызов НАТО в регионе».
В общей сложности Арктику прикрывают 10 российских радиолокаторов. На острове Врангеля и мысе Шмидта в непосредственной близости к Аляске размещены радиолокационные системы «Сопка-2». Радары, как отмечают западные аналитики, создают своеобразный «защитный купол» на востоке Арктики, контролируя метеорологическую обстановку, а также объекты в воздухе и на море.
В центральной части Северного морского пути на островах Котельного и Новая Земля размещены ударные «Бастионы» и ЗРК «Панцирь-С1». На западе Арктики властвует Северный флот, который дополняет крупнейшая в мире армада атомных и неатомных ледоколов – всего более 40 судов. Это один из главных козырей России. На данный момент ни одна страна в мире не может обеспечить судоходство в Арктике на таком высоком уровне.
Ледяной занавес
Особое внимание авторы из агентства RAND обращают на возможность российского флота проецировать свою силу на стратегически важный рубеж GIUK-N. Эта линия обороны, известная у нас как Фареро-Исландский рубеж, призвана не допустить российские силы в Атлантику. Но именно с арктических рубежей атаковать GIUK-N проще всего, и это отлично понимают в НАТО.
При этом в Арктике даже у американцев скромные силы, не говоря об остальных странах альянса. Забавно читать, как янки учатся действовать в непривычно холодных и суровых для них условиях. Так, морякам авианосца USS Harry S. Truman на арктических учениях НАТО Trident Juncture в конце 2018 года пришлось отбивать намерзший лед бейсбольными битами. В ходе учений два корабля получили повреждения от неожиданно начавшегося шторма и вернулись в порт приписки, так и не приняв участие в маневрах.
Суровая погода не позволила морским пехотинцам высадиться в Исландии. Нехватка баз снабжения в регионе не позволяет кораблям заходить вглубь Арктики без сопровождения судов снабжения. А ведь это всего лишь Норвежское море. Что будет, когда силы НАТО войдут в Баренцево и Карское моря? Естественно, без ледокольного флота, возможности которого очень ограничены? У американцев, к слову, всего два ледокола в этой акватории.
Именно поэтому гипотетический военный конфликт в Арктике между Россией и НАТО рассматривается как крайне нежелательный. Несмотря на то, что альянс разместил в регионе около 19 тыс. человек на 50 объектах военной инфраструктуры, силы не на стороне НАТО. Прежде всего, из-за логистики и географии размещения. Дисбаланс становится острее, когда к игре присоединяется Китай, считающий себя «приарктическим государством». Генсек Столтенберг недавно пообещал помешать ему в этих начинаниях:
«Способности России помешать подкреплениям союзников в Северной Атлантике являются стратегическим вызовом для Североатлантического альянса».
Но если не слушать говорящие горячие головы, наподобие Столтенберга, то окажется, что аналитики Запада призывают быть внимательными к России в Арктике. Связи, которые оказались разорванными после начала спецоперации, могли предотвратить кажущийся недавно маловероятным конфликт. Любые контакты, пусть и между противниками, облегчают понимание следующих шагов и предотвращают случайные столкновения.
И если продолжение спецоперации западнее Украины натовские специалисты еще как-то прогнозируют сдержать, то в регионе ледяного безмолвия этот сценарий кажется невозможным. У НАТО теперь есть два пути. Либо искать дипломатические контакты с Москвой, переступив через собственную гордость, либо выделить новую и немалую статью оборонного бюджета на дальнейшую милитаризацию Арктики. И тогда привычное понятие «холодная война» может приобрести совсем другой смысл.
Автор: Евгений Федоров
Заглавное фото: НАТО на учениях Сold Response