Как сообщалось на Тюменском нефтегазовом форуме (TNF 2021), который проводится в Западно-Сибирском инновационном центре в Тюмени с 14 по 16 сентября, «добыча и транспортировка нефти становится все дороже. В „Роснедрах“ заявили, что рентабельных запасов нефти в России, которые есть на данный момент, хватит на 20-21 год». Об этом ТАСС заявил временно исполняющий обязанности руководителя ведомства Евгений Петров «в кулуарах» Тюменского нефтегазового форума.
При этом он добавил, что данный период будет становиться все больше по мере развития технологий для трудно извлекаемых запасов нефти. Также врио главы «Роснедр» подчеркнул, что наиболее перспективным российским регионом для разведки запасов нефти и газа, как и ранее, остается Западная Сибирь.
«Тут еще работать и работать. Здесь возможности для работы еще на многие годы», — отметил он.
Кроме этого, Петров пояснил, что разработка месторождений углеводородов в Восточной Сибири в настоящее время является нерентабельной по причине отсутствия требуемой инфраструктуры.
Таким образом, добыча и продажа сырой нефти становится все менее выгодной и менее конкурентной перед аналогичным предложением рынку саудитов, Эмиратов, Кувейта. Об этом сообщает «Рамблер».
Какие выводы следует извлечь из этой ситуации политикам, правительству России:
1. Сырьевая ориентация России становится все более ущербной для перспективы ее развития, может быть, еще некоторое время приемлема как источник для реиндустриализации экономики, получения средств для технического перевооружения. Сырьевое лобби наносит урон реальной экономике, перераспределяя инвестиции в пользу добывающих отраслей.
2. Установки некоторых политиков, что «нам надо развивать добывающие отрасли, а остальное мы купим», есть игнорирование национальных интересов, ведет к усилению технологической, финансовой, а также политической зависимости от Запада и Востока.
3. Разрушение индустриального комплекса России, которое начато с 90-х гг., привело к тому, что производство станков, шарикоподшипников, производственного оборудования, строительной техники упало к настоящему времени в 8-10 и даже 15 раз, что чревато необратимым отставанием.
4. Состязание с восточными нефтедобывающими странами, где себестоимость нефти в разы ниже, демонстрирует стратегическую несостоятельность управления народно-хозяйственным комплексом.
Главным козырем России, которая имела лучшее в мире образование и передовую науку, должно стать развитие высоких технологий, производство товаров с высокой добавленной стоимостью, а не состязание с Азией в уничтожении природных невосполнимых богатств.
5. Сюда следует добавить хищническое истребление лесов, которые не восполняются посадками. И в этой связи поставить вопрос: а чем будут согреваться наши внуки и правнуки в суровом российском климате, когда их пращуры распродадут, сожгут все энергетические запасы?
6. Следует также учесть неспособность российской власти организовать переработку, эффективное повторное использование бытовых и технологических отходов, которые по своему объему и значению способны составить конкуренцию добывающим отраслям и сберечь триллионы народных рублей. Пример здесь дает Германия, Япония, которые перерабатывают до 95% бытовых и технологических отходов. Дармовые природные ресурсы породили паразитическое к ним отношение, с которым пора покончить.
Какие решения следовало бы принять российской власти, чтобы вернуть себе статус великой развитой цивилизованной страны высокой культуры, не согласной с ролью сырьевого придатка Запада и Востока:
Во-первых, газифицировать нужно в приоритете свою собственную страну, отсутствие газификации тормозит экономическое и социальное развитие территорий. Одновременно рост внутреннего потребления снизит критическую зависимость России от западных энергопотребителей.
Во-вторых, доля необработанного сырья в экспорте должна падать в геометрической прогрессии, Россия не должна оставаться банановой республикой с ракетами, а становиться высокоиндустриальной самодостаточной страной.
Все это потребует опережающего роста инвестиций в сферу технического перевооружения промышленности, что потребует жесточайшей экономии и контроля перераспределения средств, полученных от экспорта энергоресурсов. Эффективность добычи и реализации сырьевых ресурсов пока под большим вопросом.
Продажи необработанного сырья, в особенности нефти, должны падать, обработанного с высокой добавленной стоимостью — опережающе расти. При этом общий объем энергоресурсов из года в год должен снижаться в плановом порядке, будучи с опережением замещаемым экспортом промышленных изделий высокого качества.
Если своего ума не хватает, достаточно проанализировать отечественный опыт индустриализации, 30-летний период индустриального роста Китая — сразу все станет на свои места.
В целом существующая политика и практика энергозависимости бюджета более чем на половину делает Россию не только технологически уязвимой, но и лишенной стратегической перспективы, а наших детей и внуков лишает светлого будущего.
30-летие пребывания у власти либерально-ориентированной буржуазии, находящейся на финансовом, идеологическом, а теперь и технологическом поводке у Запада, показывает, что без левого поворота в политике, без опоры на национальных патриотов российские традиции — новый стратегический курс развития экономики — по-видимому, невозможен. И чем раньше власть поймет это, тем лучше будет для всех.
Василий Титов