О чем говорили политики, дипломаты и эксперты на «Примаковских чтениях».
В среду, 30 мая, в Москве завершаются «Примаковские чтения», собравшие 65 экспертов и журналистов из 22 государств и более 600представителей российского научно-экспертного сообщества, органов госвласти, политических и деловых кругов. Конференция проходит в четвертый раз под эгидой НИИ Мировой экономики и международных отношений РАН, который носит имя Примакова. Заявленная тема: «Риски нестабильного миропорядка».
По версии Пенсильванского университета, в международном рейтинге экспертных институтов (Global Go To Think Tank Index Report) «Примаковские чтения» занимают 7-е место. В России, если не учитывать экономические форумы (МЭФ, Сочинский форум), «Примаковские чтения» являются крупнейшей экспертной площадкой после Валдайского клуба.
Очевидно и то, что «Примаковские чтения» — это повод для увековечивания памяти о выдающемся политике, дипломате, разведчике и ученом. Евгений Максимович Примаков вошел в российскую и мировую историю как человек, который в 1990-е годы вернул России гордость и веру в собственные силы.
Прежде всего Евгений Максимович запомнился знаменитым разворотом над Атлантикой 24 марта 1999 года. Отказ от переговоров в Вашингтоне стал символичным актом протеста против агрессивной политики США. Примаков отрезвил нашу страну, продемонстрировал иллюзорность возможной дружбы с Вашингтоном. Еще до прихода Путина в Кремль Примаков дал понять всему миру, что Россия не будет мириться с издевательством над ее национальными интересами.
Значение «Примаковских чтений» отметил в своем приветствии участникам президент РФ Владимир Путин. По его словам, «Примаковские чтения» вошли в число наиболее авторитетных и интересных международных площадок для дискуссий по внешнеполитической проблематике. Глава государства уверен, что интерес к богатому интеллектуальному наследию Примакова не ослабевает.
«Это связано с тем, что многие из его оценок и прогнозов развития международной ситуации были подтверждены и продолжают подтверждаться на практике. Как никогда актуален его тезис о том, что именно в моменты самых сложных разворотов в мировых делах, в условиях повышенной турбулентности нельзя отказываться от диалога – наоборот, следует активизировать совместную работу со всеми партнёрами, искать точки соприкосновения и компромиссы», — заявил Путин.
Как пояснил президент, «Риски нестабильного миропорядка» являются злободневной на сегодняшний день темой в связи с кризисом современной системе международных отношений, систематическими нарушениями Устава ООН и основных принципов международного права, расширением нелегитимной санкционной практики и развитием дезинтеграционных процессов в мировой экономике.
В своих выступлениях мнение главы государства поддержали спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, замглавы МИД РФ Александр Грушко, помощник президента Юрий Ушаков, руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский, президента ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Александр Дынкин.
В частности, Матвиенко констатировала, что нынешняя архитектура международной безопасности не отвечает современным вызовам и угрозам. Своим главным противником Запад видит Россию, а фундаментом безопасности считает исключительно Североатлантический альянс. По словам Матвиенко, НАТО является реликтом биполярной эпохи.
«Члены НАТО считают, что альянс гарантирует им безопасность, однако их стратегическая ошибка заключается в том, что они ставят знак равенства между собой и Европой. То, что обеспечивает безопасность одним, в блоковой модели безопасности неизбежно является угрозой для других и безопасностью за чужой счет», — сказала председатель Совета Федерации.
Матвиенко отметила, что сегодня победу празднуют не истина и факты, а интерпретации событий. Именно поэтому Россия узнает о совершенных «актах агрессии» из новостей в западных СМИ и заявлений зарубежных политиков.
Помощник президента РФ Юрий Ушаков полагает, что нежелание учитывать объективную информацию предоставило простор для развития «мегафонной дипломатии». На первое место в дискуссиях выходят броские популистские лозунги, оскорбления и обвинения. В итоге поиск решений проблем находится на периферии внимания политиков и СМИ.
«Меня лично, как имеющего отношение к дипломатической работе, не может не волновать сужение поля традиционной дипломатии. Вместо традиционной дипломатии приходит микрофонная или мегафонная дипломатия. Свидетелями вы являетесь каждый день — буквально сыпятся бездоказательные обвинения, искажаются факты, создается информационный шум, который заглушает любые альтернативные точки зрения», — сообщил Ушаков.
Открывая второй день дискуссии, 30 мая, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал ключевой проблемой нынешнего миропорядка — стремление США навязывать остальному миру собственные условия. Политика диктата, ультиматума и давления ярко проявилась в отношениях с Ираном, КНДР и в ближневосточном регионе.
«Я имею ввиду выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе в расчете на организацию тотальной конфронтации с Ираном, да и множество инсценированных ситуаций с якобы применением химического оружия правительством Сирии, направленных на смену режима в Дамаске», — сказал Лавров.
В то же время глава МИД подчеркнул готовность России обсуждать на равноправной основе даже самые сложные и болезненные вопросы. По его мнению, неправильно игнорировать лидера, «которого избрал народ крупнейшей мировой державы». При всей непредсказуемости и «зигзагообразности» с Дональдом Трампом необходимо работать.
Степан Зайцев
Фото: rutube