Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибыл в среду в Туркменбаши для участия в первом трёхстороннем саммите с лидерами Туркмении и Азербайджана – Сердаром Бердымухамедовым и Ильхамом Алиевым. Президенты обсудят вопросы экономического сотрудничества и стратегического партнёрства. Намечено подписание ряда соглашений, которые – внимание – позволят реализовать международные проекты. "На полях" саммита на берегу Каспия президент Турции проведёт и двусторонние переговоры. Всё как всегда? Не спешите с выводами. Визит Эрдогана – бомба.
Почему бомба, какие такие "международные проекты" и при чём тут Россия? А вот при чём. Лидеры трёх стран будут обсуждать, прежде всего, конкретные экономические вопросы, которые противоречат русским интересам. Перед отлётом в Туркмению Эрдоган выразил надежду, что "туркменский газ будет поставляться в нашу страну через Каспий" и что "мы обсудим данный вопрос на саммите". "Основную повестку саммита составят вопросы в сферах природного газа, транспорта и торговли. Кроме того, мы планируем подписать ряд соглашений, которые укрепят основу наших связей", – подчеркнул президент Турции.
Это уже, по-видимому, решённый вопрос – профильные ведомства трёх стран перед саммитом всё утрясли. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез признал, например, что трёхстороннее сотрудничество "вышло на новый уровень" и что не только Анкара того желает, но и Ашхабад "хочет поставлять свою энергию в другие страны через Турцию", а турки "высоко ценят энергетический потенциал Туркменистана". Между тем реализовать эту мечту можно лишь одним-единственным способом – построить трубопровод через Каспий в Азербайджан, чтобы гнать оттуда транзитом газ по уже имеющимся ниткам в Турцию и далее в Европу, а также в Грузию.
Реанимация американского проекта?
Из Туркмении приходит аналогичная информация, всё подтверждается: Эрдоган, Алиев и Бердымухамедов по итогам саммита в Туркменбаши намерены подписать соглашения в энергетической сфере. Неужели речь пойдёт о противоречащем интересам не только России, но и Ирана Транскаспийском газопроводе, идею строительства которого США лоббируют с 1996 года и в котором сейчас заинтересован Евросоюз, как и, естественно, желающие заработать на этом Азербайджан и Турция?
Похоже, что о нём, как бы этот газопровод ни назвали. До 2018 года его появление было нереальным, но с урегулированием прибрежными странами правового статуса Каспия возможность реализации проекта теоретически появилась. Вот его основные характеристики. Мощность спроектированного подводного газопровода между Туркменбаши и Баку составляет 30 млрд куб. м. газа в год. Это немало и, конечно, поможет Евросоюзу в конфронтации с Россией, которая, судя по всему, будет продолжаться и расширяться.
Оценочная стоимость проекта – 5 миллиардов долларов США. В Азербайджане трубопровод пристыкуется к Южно-Кавказскому газопроводу (Баку – Тбилиси – Эрзурум), а через Трансанатолийский газопровод (TANAP) и к Трансадриатическому газопроводу (TAP), который идёт в Италию. Предусматриваемая длина газопровода через Каспий – 300 километров.
Турция – готова, а Россия?
Турция хорошо подготовилась к этой перспективе. В ближайшее время, по словам главы Минэнерго страны Фатиха Донмеза, завершится разработка дорожной карты проекта по созданию на турецкой территории хаба по поставкам в Европу природного газа. В него хитроумная Анкара завлекла и Россию, похоже, не помышлявшую о конкуренции со стороны среднеазиатского газа. Хотя Донмез даже не скрывал, что "многие страны" проявляют интерес к этому хабу.
Нужна ли России такая конкуренция? Вряд ли. Обладающему несметными энергоресурсами Ирану, имеющему проблемные отношения и с Азербайджаном, и Турцией, она, повторим, тоже совершенно ни к чему. Однако 12 августа 2018 года в казахстанском Актау после 22 лет переговоров была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Она наделила прикаспийские страны правом прокладывать трубопроводы и подводные кабели по дну моря, для чего вроде бы не требуется согласия всех прибрежных стран, а только тех, через сектора которых они будут проходить – с ними надо "согласовывать" проект.
Нам поможет "засада"?
Но так ли это на самом деле? Из 24 статей конвенции трубопроводам посвящены лишь три пункта 14-й статьи. Самый важный из них для Москвы и Тегерана – второй:
Стороны могут прокладывать подводные магистральные трубопроводы по дну Каспийского моря при условии соответствия их проектов экологическим требованиям и стандартам, закреплённым в международных договорах, участницами которых они являются, включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и соответствующие протоколы к ней.
Обратим также внимание и на то, что "согласование" и "одобрение" – это совсем не одно и то же, а гарантировать экологическую безопасность газопровода по дну Каспия после мутной истории с подрывом "Северных потоков" на Балтике не может никто. Москва, разумеется, имела это в виду, когда подписывала данный документ, обеспечивший России другое: невозможность появления на Каспии ВМС посторонних стран.
Куда лучше бить?
Самым слабым звеном в плане Эрдогана поживиться в очередной раз за счёт России, подставить Москву в конфронтации с Западом и продвинуться в укреплении пантюркизма турецкого образца на бывших российско-советских просторах Средней Азии и Закавказья является Туркмения. Её новый президент Сердар Бердымухамедов, перечисляя в произнесённой на днях речи на расширенном заседании кабмина союзников страны, поставил Россию на первое место. По его словам, отношения между обеими странами носят "стратегический характер", и ему удалось договориться в Москве "о значительном наращивании партнёрства по всем направлениям двустороннего сотрудничества, в том числе по вопросам безопасности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, торговли, финансово-банковской системы, образования, культуры и медицины".
А вот на второе место среди "союзников" Ашхабада он поставил… США. С Вашингтоном у Туркмении существует, дескать, "взаимовыгодное партнёрство в области политики, безопасности, торгово-экономической сферы, культуры и образования, здравоохранения и спорта", которое необходимо развивать. На третьем месте оказался Китай.
Что с того?
Таким образом, Туркмения намерена сидеть минимум на трёх стульях, из которых для этого подходят в лучшем случае два – наш и китайский. Поэтому, наверное, Москве необходимо доходчиво объяснить молодому туркменскому лидеру, что его будут оценивать не по словам, а по делам.
В том числе по ведению дел Ашхабада с Анкарой, которая обижается на действия России в Сирии, но была бы не прочь забрать – к радости США и Британии – у России и Китая Среднюю Азию, накачивать оружием Киев, продолжать и расширять спекуляцию русским газом и нефтью, поглядывая при этом ещё и на Крым и мутя воду в Закавказье. Очень дорого обходятся русским услуги турецкого "посредника". А пока всё внимание к трёхстороннему каспийскому саммиту в Туркменбаши.
СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ
ФОТО: SASA DZAMBIC PHOTOGRAPHY/SHUTTERSTОСK.СОM