Современное мировое производство продуктов питания — главная угроза здоровью людей в планетарном масштабе. Как известно — прибыль решает всё. Если выгодно производителю, на прилавках появиться все что угодно. Прикрываясь лозунгами о том, что миру угрожает глобальный голод, крупные корпорации, сумевшие взять под контроль выращивание и производство, диктуют целым странам чем кормить население.
Нам навязывают якобы неизбежную альтернативу-либо здоровое и естественное питание, но только для избранных, либо — ГМО и разного рода «жимия», но для всех.
Доктор политических наук университета Принстона Вильям Энгдаль опубликовал статью, в которой заявил, что Россия стала первой страной в мире, объявившей запрет на импорт американских генетически модифицированных бобов и кукурузы. Тем самым правительство поставило в качестве приоритета здоровье и безопасность собственных граждан, а главный ущерб должны понести гиганты сельхозпроизводства в США, сознательно поставляющие вредные для здоровья человека продукты за рубеж. При этом Вильям Энгдаль подчеркивает, что лидеры американского агробизнеса напрямую препятствуют подобным решениям. Об этом говорит соглашение по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации, по которому право на свободную торговлю объявлено приоритетным перед правом нации на здоровую и безопасную пищу.
Однако нам особо радоваться нечему, в России с отменой обязательной сертификации у производителя все нормы и ограничения очень размыты и без зловредных ГМО-корпораций.
25 лет назад у наc была жесткая система ГОСТов и вся продукция выпускалась по государственным стандартам. Тогда полки магазинов, мягко выражаясь, не отличались разнообразием ассортимента, правда причина этого была явно не ГОСТах, но покупая колбасу, гражданин СССР даже не думал о том, что написано на этикетке — знали, что съедобное и уж точно безопасно.
Четверть века назад ГОСТы стали необязательными, из заменили так называемыми технические условия. Но в них, как правило, требования размыты. Они позволяют манипулировать составом, сырьевой основой, допускает много замен.
Стоит напомнить, что еще в 1930-е годы, когда страна только-только начала преодолевать последствия Гражданской войны, в самые драматичные и тяжелые года восстановления народного хозяйства биохимик Б. И. Збарский обратился к Сталину с просьбой создать фактически новую отрасль — здоровое питание, именно тогда появился Институт питания. Уже тогда речь шла не просто о задачах всех накормить, ставили высокую и сложную цель — здоровое и безопасное питание для всего населения.
Сразу же приходят на память 90-е, когда в страну хлынул поток продуктовой дряни в красивой обертке, сопровождающийся профессиональной рекламой.
90-е позади, многое поменялось, международные санкции и технологическое эмбарго против России расставили всё на свои места. Оказалось, что «гайдаровский» принцип — «что не произведем, то купим» в современном мире работает только в политическом контексте — если страна готова отказаться от самостоятельной внешней политики.
СПРАВКА. В СССР была самая мощная в мире микробиологическая промышленность, работали 11 заводов, производивших 1,5 млн тонн кормового белка. Мы полностью покрывали потребность страны в витаминах, аминокислотах, в ряде других пищевых веществ В 1993 году, после аварий, вместо восстановления заводов, принимается решение о перепрофилировании предприятий, фактически — о их закрытии. По сути, мы отказались от производства полутора миллионов тонн кормового белка, в результате упала вся птицеводческая промышленность.
Мы начали закупать «ножки Буша».
Последствие подобной политики: в отличие от СССР, когда мы полностью покрывали собственную потребность в витаминах, сегодня ни одного грамма витаминов мы не выпускаем! У нас больше нет собственного производства аминокислот (вообще), все это покупаем в Китае и Японии.
Мы полностью закупаем за рубежом корма для птицефабрик.
Пришло время не только восстановления отечественного аграрного комплекса, пора ужесточать ГОСТы производства питания, а главное — их соблюдение.
Правда, в научной среде многие эксперты говорят, что нормативно-методическая база РФ, которая контролирует производства продуктов питания — одна из самых строгих в мире. Даже после всех разрушительных «реформ». В частности, по оценке безопасности генетически модифицированных продуктов, так называемых ГМО, в распоряжение институтов имеется самое совершенное оборудование, позволяющее выявить самые малейшие нарушения.
Достаточно ли этого?
Есть и другое мнение. Независимые эксперты уверены, что принятый закон «О защите прав предпринимателей» вносит такие ограничения деятельности контролирующих органов, каких нет ни в одной стране мира!
Судите сами: теперь необходимо за три дня предупреждать о проверке, а для внеплановой нужно разрешение прокурора.
Получается, что на деле, имея неплохую правовую базу, государство сумело выстроить отношения с производителями именно в их интересах, в ущерб интересам потребителей. Если в европейских странах и США добровольность применения стандартов является нормой, то там все предприятия стараются неукоснительно следовать требованиям стандартов, иначе их товар просто не будут покупать! И другая ситуация у нас: почти все производители, даже добросовестные, начали выпускать продукты питания по ТУ, и не соблюдать требования ГОСТ и ГОСТ Р. Почему бы и нет, что не запрещено законом, то разрешено. Страна большая – съедят.
Антон Хуторян