Русские Вести

Полярные взгляды: почему соперничество мировых держав за Арктику становится острее


В Архангельске открывается IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Саммит проходит на самом высоком уровне — планируется, что в нём примут участие президенты России, Исландии и Финляндии. Однако амбиции, связанные с освоением северных территорий, есть у США, Канады, Норвегии, Швеции, Дании. Полярная тематика выходит на первый план в международной повестке дня. Россия успешно восстанавливает на Крайнем Севере свою военную инфраструктуру, ведёт геологическую разведку и строит новые ледоколы. За счёт чего можно превзойти конкурентов — разбирался RT.

Арктика в фокусе внимания

Арктический регион привлекает пристальное внимание мировых держав — даже тех, которые географически удалены от Северного полюса. С каждым годом разворачивается всё более оживлённая международная конкуренция за обладание арктическими ресурсами. Россия не является исключением: Москва прилагает активные усилия для освоения и развития Арктики.

29—30 марта в Архангельске пройдёт IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Основные темы саммита — человеческий капитал, привлечение инвестиций на Север, а также научно-исследовательская деятельность и экология. Организаторы мероприятия не стали углубляться в политические проблемы, сделав акцент на социально-экономической тематике. Большое внимание участники форума, среди которых вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, министр экономического развития Максим Орешкин, министр образования Ольга Васильева, намерены обратить на вопросы транспортного развития Арктики, кадрового обеспечения, а также на создание северных инновационных технологий.

Предполагается, что форум завершат выступления президента России Владимира Путина, финского лидера Саули Ниинистё и президента Исландии Гудни Торлациуса Йоханнессона.

Кроме того, с 27 марта по 2 апреля в Архангельске проходит молодёжный образовательный форум «Арктика. Сделано в России», в котором принимают участие молодые учёные, чьи научные интересы связаны с северным регионом.

Международный арктический форум в Архангельске состоится примерно за месяц до старта Арктического совета — межправительственной площадки арктических держав. Совет пройдёт в мае в американском Фэрбенксе (штат Аляска). В нём примут участие представители России, Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США. Совет арктических государств был основан в 1996 году для координации стран-участниц по вопросам экологии Севера и решения социально-экономических проблем региона, а также во имя сохранения коренных северных народов. При этом мандат Арктического совета исключает вопросы военной безопасности.

Борьба за ледяной пирог

Советские учёные и военные начали активное исследование Крайнего Севера ещё в 1920-е годы. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции, которая координировала все арктические исследования. В 1925 году экспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера. Впоследствии он получил название Всесоюзный арктический институт (в настоящее время — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), задачей которого было освоение ресурсов Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути. В 30-е годы в Арктике были открыты месторождения углеводородов.

По современным оценкам, запасы арктической нефти составляют порядка 10 млрд тонн (13% от мировых неразведанных запасов). Кроме того, под льдами Арктики может находиться около 1550 трлн кубометров природного газа.

Углеводороды — не единственный ресурс арктического региона. Здесь есть и запасы пресной воды, ценность которой в мире растёт с каждым годом. Материковые территории Крайнего Севера богаты полезными ископаемыми — золотом, платиной, хромом, марганцем.

Трудно переоценить военно-стратегическое значение Севера: проследить заранее место запуска ракет морского базирования из Арктики практически невозможно. Ледяной покров не даёт средствам космического обнаружения отслеживать перемещение атомных подлодок. Кроме того, запуск ракет из арктических районов позволяет значительно сократить время их подлёта к цели.

Через Север скоро могут пройти основные торговые магистрали, в первую очередь Северный морской путь, который свяжет Азию и Старый Свет. Таяние арктических льдов из-за глобального потепления упрощает задачу по прокладке и поддержанию Северного морского пути, в котором живо заинтересован Китай и другие растущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона.

Между тем международная нормативно-правовая база, регулирующая отношения государств в Арктике, несовершенна. Точные границы арктических государств до сих пор не определены, и это порождает территориальные споры.

Изначально доминировал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными с ней государствами по линии меридианов на секторы, верхней точной которых является Северный полюс. К такому разделению сфер влияния пришли в первой половине 20 века США и Канада. Методику переняли и другие арктические государства.

В 1983 году на Ямайке была подписана Конвенция ООН по морскому праву, действие которой распространяется и на морские просторы Арктики. Согласно документу, юрисдикция государства распространяется только на континентальный шельф, внешельфовая зона считается международной. Россия ратифицировала документ в 1997 году. Рассчитывать на шельф можно и в том случае, если государству удастся доказать, что он является продолжением материковой плиты, на которой расположена страна-претендент.

Именно это право Москва планирует реализовать в отношении богатого углеводородами района хребта Ломоносова, протянувшегося через весь Северный полюс. В 2001 году Россия уже подавала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своего арктического шельфа, однако она была отклонена. На протяжении нескольких лет отечественные исследователи собирали новые доказательства, в 2014 году заявка была подана повторно. Её рассмотрение несколько раз переносилось, окончательного ответа со стороны комиссии пока не последовало.

Морская нефтедобывающая платформа «Приразломная» 

«В совокупности и транспортно-логистический потенциал, и полезные ископаемые, и военный фактор формируют интерес не только арктических держав, но и государств, которые расположены далеко от Арктики, — отметил в интервью RT член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко. — Сегодня мировая экономическая система настолько сильна, что в масштабные процессы вовлекаются все страны. К примеру, многие страны интересуются транспортным потенциалом Арктики».

При этом именно Россия обладает наибольшим потенциалом для изучения и освоения Арктики.

Северная опора

Российский ледокольный флот насчитывает сейчас 40 кораблей, включая атомные ледоколы. Для сравнения — у США на сегодняшний день есть только четыре ледокольных судна: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. У Канады — шесть ледоколов, готовится строительство ещё пяти.

Вашингтон тоже планирует пополнить свой северный флот: в марте Береговая охрана США направила $20 млн на проектирование ледокола нового поколения. Кроме того, компаниям-подрядчикам предлагается подумать над тем, как сократить сроки строительства таких судов. Пока, по предварительным оценкам, на постройку одного ледокола может уйти до 10 лет.

Россия также стремится укреплять свой ледокольный флот. В частности, в июне прошлого года был спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Правда, судно так и не было сдано в эксплуатацию из-за сбоя в поставках комплектующих.

Два серийных атомных ледокола — «Сибирь» и «Урал» — должны быть спущены на воду в 2019 и 2020 годах. Суда строит Балтийский завод в Санкт-Петербурге по заказу «Росатомфлота». В дальнейшем корпорация «Росатом» планирует разместить заказ на строительство ещё двух атомных ледоколов.

Кроме того, ранее в распоряжение флота поступили три дизель-электрических ледокола — «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Они были построены в верфях Выборгского судостроительного завода.

Строительство сверхмощных атомных ледоколов предусмотрено и программой социально-экономического развития Арктики. Очевидно, что догнать ледокольный флот РФ по количеству судов иностранным государствам будет очень непросто.

Атомный ледокол «50 лет Победы» в Северном Ледовитом океане

Оборона полюса

В последние годы Минобороны РФ активно восстанавливает заброшенную советскую инфраструктуру в арктическом регионе. Известно, что в 2017 году российские военные планируют достроить более ста капитальных зданий за Полярным кругом. На декабрь 2015 года в Арктике было создано шесть российских военных баз — на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля), а также в посёлке Рогачёво (архипелаг Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля.

Минобороны рассчитывает закрыть Арктику радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет, об этом ранее сообщал заместитель главнокомандующего ВКС РФ Виктор Гуменный. К 2018 году планируется создание самодостаточных северных армейских группировок.

Условия Крайнего Севера требуют не только особой подготовки личного состава, но и предъявляют специальные требования к технике. Разработка особых — северных — военных машин ведётся российским оборонным комплексом. В частности, не так давно холдинг «Вертолёты России» выпустил вертолёт Ми-8АМТШ-ВА («Терминатор») — машина способна выполнять боевые задачи в северных климатических условиях.В феврале 2017 года в Арктике стартовали испытания новейших образцов военной техники, разработанной специально для условий Крайнего Севера.

Человеческий фактор

Напомним, что бюджетное финансирование российской программы социально-экономического развития Арктики до 2025 года составит 209,7 млрд рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на материалы форума «Арктика — территория диалога». Реализация программы предполагает создание опорных зон в регионе — проектов длительного комплексного развития территорий. Должны появиться в общей сложности восемь опорных зон — «Кольская», «Архангельская», «Ненецкая», «Воркутинская», «Ямало-Ненецкая», «Таймыро-Туруханская», «Северо-Якутская» и «Чукотская». Для каждой такой зоны предлагается создать собственную стратегию развития. Как пояснил ранее в интервью РИА «Новости» замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский, формирование зон пройдёт в три этапа. В 2017 году будет определена концепция каждой зоны, до 2020 года — намечен запуск пилотных проектов и создание технологической базы. И уже с 2025 года опорные зоны должны начать полноценную работу.

Эти меры призваны решить серьёзнейшую проблему оттока населения из северных регионов.

По данным профсоюзов, с 90-х годов численность населения Республики Коми сократилась на 22%, Магаданской области — в несколько раз. За последние пять лет российский Север покинули около 130 тыс. человек, причём чем севернее район, тем интенсивнее оттуда уезжают люди. По прогнозу Архангельскстата, к 2020 году население Поморья сократится на 20%, похожая ситуация отмечается и в Мурманской области. Чаще всего в качестве причины отъезда люди называют отсутствие перспектив и низкую заработную плату. При этом цены на коммунальные услуги и продовольствие в северных регионах остаются одними из самых высоких в стране. В прошлом году по инициативе правительства РФ Архангельская и Мурманская области были включены в программу по привлечению трудовых ресурсов.

Эксперты считают, что одного денежного поощрения для привлечения людей на Север мало: в конце концов, заработать можно и в других регионах, с более благоприятным климатом. Чтобы остановить отток кадров, необходим целый комплекс мер. Это в первую очередь повышение престижа Севера, а также улучшение жилищных условий и социальной инфраструктуры.

Участники Арктического форума займутся разработкой государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а также обсудят кадровые проблемы региона.

«Мы возлагаем большие надежды на создание мурманского транспортного узла, который должен объединить транспортные потоки добываемых на шельфе углеводородов. Это повлияет на количество рабочих мест. В целом главной проблемой является низкий уровень зарплат. Существуют и другие причины. Главная проблема — малый и средний бизнес чувствует себя не очень уверенно, особенно на севере, где он вынужден нести дополнительные издержки. Но есть и множество других причин», — отметил Игорь Чернышенко.

«В качестве меры развития можно создать свободный порт и принять меры, стимулирующие появление новых рабочих мест. Таких предложений немало, но пока что они не получили дальнейшего развития», — добавил Чернышенко.

Надежда Алексеева, Кристина Хлусова

Источник: russian.rt.com