Русские Вести

Погоня за ресурсами


По правилам освоения Дикого Запада США столбят за собой огромные территории морского шельфа в Арктике, Беринговом море и в других районах мирового океана вокруг Северной Америки. Весь мир пока молчит.

Объявление Госдепа

Госдепартамент США произвольно объявил о расширении внешних границ континентального шельфа США в Арктике, в Беринговом море, Атлантике, Тихом океане, на двух участках Мексиканского залива и у Марианских островов. Что касается непосредственно Арктики и Берингова моря,  то США распространяют свои претензии на территорию, достигающую по площади около 1 млн кв. км.

Говоря об Арктике и Беринговом море, агентство Bloomberg указывает, что "это район растущей стратегической важности, на который также претендуют Канада и Россия". Между тем в официальном заявлении Госдепа утверждается, что зона так называемого расширенного континентального шельфа США частично пересекается лишь с аналогичными зонами Канады, Багамских островов и Японии.

В этих районах Соединённым Штатам и их соседям в будущем потребуется установить морские границы. В других районах Соединённые Штаты уже установили границы ECS со своими соседями, в том числе с Кубой, Мексикой и Россией,

– говорится в заявлении Госдепа.

Что такое шельф?

Часть континентального шельфа за пределами 200 морских миль от побережья известна как "расширенный континентальный шельф" (extended continental shelf,  ECS). ECS включает морское дно и недра. Море над "расширенным континентальным шельфом" остаётся международными водами. Континентальный шельф определён в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а внешние границы ECS определяются с использованием сложных правил, изложенных в статье 76 этой конвенции.

Применение этих правил требует знания геофизических характеристик морского дна и недр. По утверждению американцев, они вели сбор данных по определению своих границ ECS с 2003 года, что "представляет собой крупнейшую работу по составлению карт шельфа, когда-либо проводившуюся Соединёнными Штатами". Выполняла эту работу "целевая группа ECS" – межведомственный орган правительства США под руководством Государственного департамента. В работе, как сообщается, были задействованы Геологическая служба США (USGS), Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) и другие  "федеральные и академические партнёры". Якобы по итогам этой деятельности Госдеп и опубликовал карту с координатами составленных американцами границ своего "расширенного континентального шельфа".

Кто первый встал, того и тапки?

И что самое интересное? Обосновывая свои претензии, Госдеп ссылается на Конвенцию ООН по морскому праву, которую США никогда не ратифицировали.

Совершенно ясно, чем вызвано решение США в одностороннем порядке обозначить  границы своего континентального шельфа, вместо того чтобы ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву и затем подать претензию через соответствующие структуры ООН: это может вызвать возражения со стороны других стран.

"Я думаю, что у многих других стран по всему миру возникнут мысли о том, как США добились этого", – сказала Ребекка Пинкус, директор Полярного института при Центре Вильсона в Вашингтоне в интервью  Bloomberg.

По её мнению, одностороннее решение США о расширении своего шельфа "снижает вероятность того, что США когда-либо ратифицируют" Конвенцию ООН по морскому праву. Для США международные законы – как дышло. Выгодно – ратифицируем. Невыгодно – не замечаем.

Никакая из заинтересованных стран не проверила достоверность собранных американцами данных о границах их "расширенного континентального шельфа", Вашингтон их попросту никому не представил.  США ни с кем не консультировались, прежде чем заявить себя хозяевами этих морских районов. То, в каком виде сейчас происходит предъявление Штатами своих прав на "расширенный континентальный шельф", является  вопреки всем нормам международного права. 

Госдеп пишет в своём официальном заявлении, что "США, как и другие страны, изначально заинтересованы в том, чтобы знать и сообщать другим о масштабах своих ECS и, следовательно, о том, где они вправе осуществлять суверенные права", и что "определение внешних границ нашей ЕЭС в географических терминах обеспечивает конкретику и определённость, необходимые для того, чтобы Соединённые Штаты могли сохранять ресурсы ЕЭС и управлять ими". То есть фактически США явочным порядком объявили границы "своего" шельфа за пределами 200-мильной зоны, невзирая на то, что это может пересекаться с претензиями России и Канады.

США просто застолбили за собой эту подводную территорию, объявив свою юрисдикцию над ней. Госдеп пишет:

США также обладают юрисдикцией в отношении морских научных исследований, относящихся к ECS, а также другими полномочиями, предусмотренными обычным международным правом, как это отражено в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Погоня за ресурсами

Американское агентство Bloomberg без обиняков пишет, цитируя уже упомянутую Ребекку Пинкус, что "это суверенитет США над морским дном, и поэтому, будь то добыча полезных ископаемых на морском дне, прокладка нефтепроводов или кабелей, или любой другой деятельности, США объявляют границы своего расширенного континентального шельфа и будут обладать суверенитетом в отношении этих решений". Проще говоря, мы застолбили – и точка.

В связи с этим Bloomberg признаёт, что за подобным демаршем Госдепа стоит намерение наложить лапу на разнообразные ресурсы морского шельфа.

США претендуют на огромный кусок морского дна на фоне стратегической погони за ресурсами,

– пишет агентство.

Вашингтон стремится расширить доступ к так называемым критическим минералам, которые необходимы для аккумуляторов электромобилей и проектов в области возобновляемых источников энергии – отраслей, которые администрация Байдена назвала ключевыми проблемами национальной безопасности,

– указывает  Bloomberg.

В статье, опубликованной на этой неделе, профессор международного морского права Военно-морского колледжа США Джеймс Краска отмечает, что континентальный шельф вокруг США содержит 50 минералов, включая литий и теллур, и 16 редкоземельных элементов. Именно литий – стратегический минерал для производства аккумуляторных батарей для электромобилей, а также для всей IT-индустрии. 

Кроме того, как уже доказано исследователями разных стран, в Арктике  находятся колоссальные запасы нефти и газа. При этом потенциал морского шельфа в Арктике в значительной степени не изучен, и потому он считается практически неиссякаемой кладовой энергоресурсов.  

Не дадим спуску

Как заявил РИА Новости глава международного комитета Совфеда Григорий Карасин, Россия принимает все необходимые меры для соблюдения наших национальных интересов в Арктике.

Все меры, которые необходимы для наших национальных интересов в этой географической зоне, мы принимали и будем принимать дальше,

– сказал сенатор. Карасин также отметил, что "все эти заявления (Госдепартамента) ровным счётом ничего не стоят, потому что в этом агрессивная сущность США, которая проявляется уже более 200 лет".

Игорь Пшеничников

Источник: tsargrad.tv