Впервые в современной истории России современный российский фрегат «Адмирал Григорович» зашел в Порт-Судан на Красном море. Как сообщили в отделе информационного обеспечения Черноморского флота, «экипаж фрегата "Адмирал Григорович" <...> совершил визит в Порт-Судан, где по соглашению России и Республики Судан будет создан пункт материально-технического обеспечения Военно-морского флота России». Во время визита планируется пополнить запасы фрегата, личный состав отдохнет после участия в многонациональных военно-морских учениях «АМАН-2021» в Аравийском море.
Согласно Соглашению между Россией и Суданом, заключенному в прошлом году по поручению президента Владимира Путина, пункт обеспечения предоставлен ВМФ нашей страны безвозмездно на 25 лет, при этом предусмотрено автоматическое продление на десятилетние периоды. Согласно документу, Россия сможет разместить там не более трехсот своих военных и четыре корабля ВМФ, включая суда с ядерной энергетической установкой. Через морские порты и аэродромы Судана РФ сможет перевозить «любое вооружение, боеприпасы, оборудование», необходимое для работы базы и «для выполнения задач военными кораблями». Россия, в свою очередь, должна будет оказать Судану помощь в поисково-спасательных операциях, противовоздушной обороне и противодиверсионном обеспечении, если об этом попросят власти страны.
Сообщение о соглашении по созданию в Судане пункта по обеспечению российского военно-морского флота и появление в Порт-Судан боевого корабля ВМФ России не на шутку всполошило американцев.
Как сообщил в Twitter временный поверенный в делах США Брайан Шукан, еще 24 февраля в Порт-Судане пришвартовался транспортный корабль «Карсон-Сити». Он стал первым за несколько десятилетий кораблем ВМС США, посетившим Судан. А сразу после появления там «Адмирала Григоровича» в порт Судана поспешно вошел второй американский корабль — ракетный эсминец «Уинстон Черчилль».
По сведениям катарского агентства «Аль-Джазира», еще раньше американский военный атташе в Хартуме посетил военно-морскую базу ВМС Судана Фламинго-Бэй в Порт-Судане и пообещал продолжить укрепление американо-суданского военного сотрудничества. В январе 2021 года заместитель главы Африканского командования (AFRICOM) контр-адмирал Эндрю Янг и директор разведки командования контр-адмирал Хайди Берг прибыли в Хартум, чтобы содействовать расширению сотрудничества с Суданом.
Военнослужащий ВМФ Судана, на которого ссылается агентство, заявил: «Россия хотела приступить к созданию военно-морской базы, но американцы почувствовали, что началась "раздача пирога", поэтому они спешат преградить русским дорогу».
В районе Баб-эль-Мандебского пролива уже сосредоточены военно-морские группировки США и их союзников. В порту Джибути базируется 152-е оперативное соединение государств — участников антитеррористической операции: США, Великобритании, ФРГ, Франции, Испании и ряда других стран. А рядом построили свою базу китайцы.
Россия демонстрирует свою силу
Такая суета американских военных вокруг Судана отнюдь не случайна. Эта страна, одна из самых бедных в Африке, имеет стратегическое значение, поскольку у нее есть выход к Красному морю. А Красное море — мировой транзитный путь, ведущий в Европу, через Баб-эль-Мандебский пролив и Суэцкий канал. Таким образом, появление в Судане кораблей российского ВМФ означает, что наша страна получает возможность для контроля этого важнейшего морского пути.
Как пишет в свою очередь австрийская газета Die Presse, «если взглянуть на это событие с чисто практической и геостратегической точек зрения, то таким образом Россия сможет усилить влияние как минимум в обширных частях Африки, в арабском регионе, а также, опосредованно, в Индийском океане. Кроме того, Красное море как важная судоходная артерия через Суэцкий канал связана со Средиземным морем… Москва хочет вновь продемонстрировать свою силу в Африке, как это было перед крахом Советского Союза более 30 лет назад. СССР и его союзники от ГДР до Кубы во время холодной войны как минимум в отдельные периоды и в разной очередности оказывали влияние на многие страны Африки, а также на тамошние марксистские повстанческие движения — от Анголы до Египта, от Эфиопии до Алжира. Советские военные базы и/или порты, которыми СССР мог пользоваться, размещались, например, в Эфиопии, Сомали, Мозамбике и Гвинее», — отмечает издание.
И это действительно так.
Влияние России в регионе снова растет. В 2019 году Россия провела крупнейший саммит, на котором собрались около 10 тысяч представителей более 50 государств Африки.
С некоторыми государствами континента российские военные уже имеют договоры о сотрудничестве, туда поставляется оружие и техника. Кроме того, Россия постоянно отправляет в африканские страны военных советников.
Что мы потеряли
Советские военные базы в бассейне Индийского океана существовали до 1991 года. В 1964 году при помощи советских специалистов был построен важнейший пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР в Сомали. На берегу Аденского залива в Бербере Советский Союз построил фактически целый город: прекрасно оборудованный порт, аэродром, узел связи, станцию слежения, хранилища для тактических ракет и топлива, жилые помещения на 1500 человек. Объект был способен принимать и обслуживать не только корабли, но даже самолеты морской авиации. Взлетно-посадочная полоса была способна обслуживать даже стратегические ракетоносцы. Не случайно ее прозвали «стражем ворот Красного моря». Все это нам пришлось поспешно бросить еще в 1977 году, когда СССР поддержал Эфиопию в эфиопско-сомалийской войне и сомалийские власти потребовали вывести базу в трехдневный срок.
Американцы, сменившие нас в регионе в начале 1990-х годов, не могли скрыть своего восторга. Они даже обустроили в Бербере особую полосу для посадки своих космических челноков. Но вскоре гавань в Аденском заливе «приватизировали» сомалийские пираты. Они несколько лет нападали на суда, направляющиеся из Персидского залива и Индийского океана в Европу, а в самом Сомали наступил хаос, и янки пришлось ретироваться.
Но Бербера была тогда не единственным пристанищем для флота СССР в Индийском океане. Еще одна наша база находилась на острове Сокотра в 350 километрах к югу от Аравийского полуострова. Однако, как и в случае с Сомали, нам пришлось ее покинуть из-за непрерывных гражданских войн в регионе и развала Советского Союза.
Когда Советский Союз распался, и возникла иллюзия возможности доверительного отношения с НАТО, то Москва демонстративно сама закрыла, контролировавшие океаны, свои еще более важные базы на Кубе и во Вьетнаме.
Однако НАТО стало стремительно продвигаться все ближе к России, США все активнее продолжали свою агрессивную политику, пытаясь окружить нашу страну со всех сторон. В этих условиях Москве не оставалось ничего другого, как активно противостоять этому давлению. Причем, делать это сегодня и на дальних рубежах, обеспечивая безопасность государства.
Возвращаемся туда, где мы были
Пункт базирования в Красном море, по словам бывшего командующего Черноморским флотом Владимира Комоедова, — это не просто база для отдыха и пополнения запасов, а важнейший «узел» связи между Атлантическим и Индийским океанами, который открывает как путь на Ближний Восток, так и в Африку. «Россия — это великая страна, которая отвечает за весь земной шар и за все человечество. В Судане не нужно строить большую базу — там достаточно присутствия — это раз. Иметь материально-технический кулак или узел для всех проходящих, приходящих, уходящих кораблей, которые меняют место дислокации из Средиземного моря в Индийский океан и так далее.
Во-вторых, Африка — это континент, который имеет очень большое богатство с точки зрения полезных ископаемых, в том числе. Нам достаточно иметь там пункт снабжения, где можно отдохнуть, заправиться, отремонтироваться. Этот «узел» — очень ценный. Там сходятся Африка, Ближний Восток, рядом Средиземное море, Индийский океан, выход к нашему побережью. Нам нужно возвращаться туда, где мы в свое время были», — заявил Комоедов.
Понятно, что Африка и Индийский океан нужны России не сами по себе, а прежде всего для того, чтобы приобрести больше возможностей для сдерживания противника. Именно с этой целью Россия снова возвращается как мировая держава на океанах.
Через свой опорный пункт в Судане она сможет контролировать Суэцкий канал, через базы в Сирии — Средиземное море, а вернув Крым, она взяла под контроль Черное море, более надежно обеспечивая, таким образом, свою безопасность.
Наша страна никогда не нуждалась в новых заморских территориях, ей нужны не базы для захвата с моря, а пункты для поддержки флота в дальних морях и океанах, а сам флот — для сдерживания своих агрессивных противников. Это нужно не для колонизации, эксплуатации или подчинения своему влиянию других стран, чем уже давно занимаются США и их союзники по НАТО, а для обеспечения стабильности в мире и безопасности России.
Владимир Малышев