Мир с надеждой смотрит на Дональда Трампа — избранного 45-го президента США. Те, кто прогнозировал его победу, пожинают лавры прорицателей. Как Владимир Жириновский. Большинство же делают вид, что их логичные прогнозы, основанные на информированности и опыте, не сбылись лишь чудом, из-за вмешательства её величества «американской демократии». Мало кто при этом сомневается в том, что «система будет рихтовать» Трампа. Так и заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев: «политическая система дала несистемному кандидату победить на выборах, однако эта же политическая система будет рихтовать нового президента страны». Российский премьер задался при этом риторическим вопросом: «насколько будущий президент Трамп вообще подвержен такой рихтовке». «Поживем — увидим», — резюмировал он. Да, увидим... Но ведь и поживем! +
Сенатор-республиканец от штата Вирджиния Ричард Блэк в интервью RT заявил буквально следующее: «Я должен сказать вам нечто очень важное о людях, окружающих Дональда Трампа. Они настроены про-сирийски и очень определенно — анти-террористически. И я не мог бы переоценить значения этих выборов... Это, возможно, самая решительная победа над терроризмом с момента начала войны с ним. В отношениях с Россией нас ожидает драматический разворот. Вы знаете, что я человек военный. Я провел в рядах 32 года. И я знаю, как готовятся войны. Они не случаются вдруг, к ним готовятся долго. И вот что я скажу. Мы двигались к Третьей мировой войне с Россией».
Пока американская «система» и ее внешние метастазы, с наиболее опасным из очагов в виде НАТО, прикидывают, в каких местах и под каким углом рихтовать Трампа, мир на короткий период времени вздохнул с облегчением. Глобальный политический процесс (кризис) поставлен в режим ожидания. Ожидания весьма тревожного, но, как уже было отмечено, наполненного надеждой. Источником надежды, прежде всего, является понимание того факта, что в сложившихся условиях «система» вынуждена будет перезапускаться с новой базовой точки. В любом случае. И в качестве оной выступает не угроза кандидата от «системы» Хиллари Клинтон «стереть Россию с карты мира», а обещание вышедшего на авансцену глобальной политики «несистемного» Трампа — наладить сотрудничество с Москвой в деле искоренения другого несистемного явления — агрессивного исламизма, вылившегося в трансграничный терроризм.
Для нас же интересен другой немаловажный вопрос, исходящий из заявления премьер-министра России Дмитрия Медведева. Почему все-таки «политическая система дала несистемному кандидату победить на выборах»? Намеренно, в целях самосохранения, или же речь идет о коллапсе «системы»? Семантика словосочетания «дала победить», означает, что «система» была не только не против, но и в какой-то степени желала избрания Трампа. В противном случае, она не дала бы ему победить. Ведь и Хиллари Клинтон, заявившая о своем разбитом поражением Трампу сердце, в чем-то права, когда обвиняет в этом директора ФБР Джеймса Коми. Голосовать за «первую женщину президента» и за «первую обвиняемую женщину президента» — это не совсем одно и то же. А что же ФБР, как не важнейший механизм внутренней системы США?
Парадокс в том и состоит, что американская «система» никогда не действовала системно, а наоборот всегда опиралась на несистемные силы, инструменты, ценности и решения. «Несистемный» кандидат Трамп вполне мог быть главным кандидатом «системы», тогда как якобы «системная» Клинтон, с кровью американского посла в Ливии на руках и мужем-развратником — ложной ставкой. Не случайно, еще один человек «системы» — вице-президент Джо Байден «неожиданно» отказался от чести быть Госсекретарем при президенте Клинтон, а также призвал ФБР опубликовать ее электронную переписку. Не случайно, нити, связывающие «системную» Клинтон с несистемными силами радикального характера на Ближнем Востоке, особенно явно проступили под занавес предвыборной кампании. Оказалось, что Клинтон не только получала прямое финансирование от режимов, спонсирующих международный терроризм, таких как Катар и Саудовская Аравия, но и держала в качестве своей ближайшей помощницы с доступом к секретной информации дочь ключевых лиц из международной структуры «Братьев-мусульман». Теперь понятно, почему «демократическая» администрация США так радовались свержению Мубарака в Египте и приходу к власти Мухаммеда Мурси. Что же до демонстративного и жестокого надругательства над Муаммаром Каддафи в Ливии, то это и вовсе могло быть заветной мечтой клана Хумы Абедин. Но должна ли за это отвечать «система»?
Сегодня, в период фактического транзита власти, уходящий президент США Барак Обама в авральном режиме приказывает найти и уничтожить главарей террористической группировки «Джебхат ан-Нусра», бросив на эти цели все силы разведки и ударные беспилотники. Как отмечает в этой связи The Washington Post, «ранее Белый дом игнорировал эту группировку, но сейчас власти США решили действовать». И это больше похоже на лихорадочное заметание следов. Ведь когда «система» перестает дергать за ниточки, то появляется риск, что за них начнут дергать с обратной стороны. Реорганизация «системы» заставила ее на миг остановиться, в то время как объективные процессы, которые она запустила и активно ими манипулировала многие годы, продолжают развиваться в прежнем, а то и более интенсивном режиме. Именно это и заставляет Обаму нервничать.
Но настолько ли «несистемен» Трамп? На самом деле, привлечение несистемного механизма к управлению «системой» имеет смысл только в том случае, когда «система» уже не способна вылечить саму себя. Человек из «системы» — Хиллари Клинтон обеспечила бы в лучшем случае движение «системы» по инерции в заданном направлении, которое в свое время сама изнутри «системы» помогала определять и видела единственно возможным. Трамп посмотрит на систему изнутри, но «несистемным» взглядом. Он будет призван работать над реорганизацией и реабилитацией американской, а значит и глобальной «системы». Этого от него все и ждут. И с этим связана паника тех, кто в качестве винтиков и маховиков продолжают функционировать в еще действующей, но резко замедлившей свой ход и потерявшей ориентиры «системе».
«Система» знает, что она больна и идет к краху. Нужен «несистемный» Трамп, которому придется рубить метастазы, вытягивающие из «системы» все соки и принимать на себя ответный удар. Во время своих выступлений перед избирателями Трамп не переставал перечислять, сколько судей, губернторов, мэров, генералов, адмиралов и прочих ответственных лиц его поддерживают. А что это, если не «система»? Он, безусловно, уже очень хорошо знаком с «системой», и во время выборов пользовался поддержкой существенной ее части — той, которая видела гибельность прежнего пути. И дело здесь вовсе не в транснациональных корпорациях, которые тоже встроены в «систему».
Предвыборные обещания Трампа — это диагноз всей «системе». Попробуем вспомнить наиболее важные их них — базовые точки, с которых начнется отсчет его президентства — либо в сторону реабилитации «системы», либо личного поражения и личной гибели вместе с миллионами людей в ее жерновах.
1. Свертывание глобализации ради глобализации — пересмотр невыгодных для экономики США торговых соглашений.
2. Отказ от тактики «кто не с нами, тот против нас» — поиск компромисса с крупными независимыми игроками, прежде всего Россией. Ибо Китай в экономическом плане очень сильно зависит от США.
3. Ограничение практики интервенционизма, в том числе путем применения технологий «цветной революции» и дестабилизации других государств.\
4. Избавление от «нахлебников», пассивно «потребляющих» американскую безопасность, в том числе в рамках альянса НАТО, цели и задачи которого на сегодняшний день далеко не ясны.
5. Избавление американцев от чудовищного госдолга. Какими именно средствами — другая история.
6. Укрепление суверенной американской военной мощи.
Могут ли перечисленные меры оздоровить американскую «систему», вернуть США былую мощь и авторитет? А разве не в этом должна быть заинтересована «система»? В этом, а не в ядерной войне с Россией, к которой с остервенением шла «мадам Киллари» и ее многочисленные безумные фанатики.
Вышеизложенные тезисы программы Трампа — единственный выход из ситуации для «системы». Потратив $ 800 млрд за последнее десятилетие, США умудрились в конечном итоге привести к власти в Ираке проиранский режим, усилить Тегеран и потерять доверие Израиля. Умудрились потерять Египет, который сегодня отходит от Саудовской Аравии, становясь важным партнером России в регионе. Потерять саму Саудовскую Аравию, Турцию и даже Филиппины. Эти страны обращают свои взоры в сторону России и Китая. Бывших партнеров США подгоняют хаос и мракобесие, воцарившиеся в Ливии и Сирии, вместо ожидавшихся «системой» стабильных поставок нефти и наземного транзита газа с Персидского залива в Европу. Плюс ко всему национальная консодидация вокруг Владимира Путина и военный ренессанс России, дестабилизация Евросоюза с выходом оттуда Великобритании (глаз и ушей США), рост амбиций мощнейшего Китая, упадок Японии и прочее. «Система» шла в никуда. Причем не только в политическом, но и финансово-экономическом направлении — внешний долг в размере $ 20 трлн венчает тяжелую картину, став неподъемной ношей на шее всего человечества. Что касается идеологии «системы», то она похоронена под обломками Алеппо. О какой вообще демократизации Сирии и Ливии шла речь?! А есть ли она вообще та демократия? Оказалась, что есть! И вот она — в самих США.
В целом, миссия Трампа сводится к возвращению США той роли, на которую Америка исторически претендовала — комбинатора идей, двигателя мировой экономики, законодателя политической моды. А не разжигателя хаоса и крышевателя насилия. Однополярный мир не только опасен, но он еще и невозможен — в свое время предупреждал президент России Владимир Путин. Попытки задушить альтернативные центры силы и развития дорого обходятся. В определенный момент ресурсов для закрепления контроля над ними начинает не хватать, и тогда непосильная ноша обрушивает «систему». В связи с этим стратегия Трампа до выборов предлагала умерить военную активность, переложить часть расходов на союзников, а высвободившиеся средства пустить на поддержание собственного глобального превосходства. В отличие от «стратегии» рвущейся в пекло войны Клинтон, она вполне рациональна для американской «системы».
Для России наступает новый исторический этап. «Система» не сможет и не будет рихтовать Трампа до формы Обамы, Буша или Клинтон. У нее нет такой задачи. Скорее всего, она примет лицо Трампа и возьмет на вооружение его базовый приоритет — «восстановить былую мощь США». Но без прямой конфронтации с Россией, которая обходится слишком дорого, становится трудноуправляемой, а при таком лидере России, как Путин, еще и весьма опасной.
Виген Акопян, главный редактор EADaily