Русские Вести

От оранжевых революций к войне


Неудачный для армян ход карабахской войны и отсутствие у них реальных возможностей переломить ситуацию делают невозможным сохранение статус-кво в условиях, когда Азербайджан, прикрываясь миролюбивой риторикой, стремится к тому, чтобы в Карабахе осталось как можно меньше армян.

Россия чётко обозначила свою позицию в отношении урегулирования карабахского конфликта. Чуда не произошло. Грядёт то, что давно предлагала Москва. Только теперь эти меры придётся осуществлять в неизмеримо худших для Армении и Карабаха условиях, вызванных армянскими поражениями на поле боя. Изменить для себя ситуацию в лучшую сторону армяне, скорее всего, не смогут: Азербайджан более крупная, мощная и богатая страна, научившаяся пользоваться политической конъюнктурой. Ей удалось навести порядок в своей армии, оснастить её современным оружием и поднять военно-технологический потолок конфликта на уровень, недоступный по причине бедности и скудости ресурсов Армении и Карабаху.

Глава МИД РФ Сергей Лавров озвучил позицию Москвы по Карабаху – на большее армяне рассчитывать не могут. Фото: MFA Russia/Global Look Press

Если брошенный своими новыми западными "союзниками" Ереван не согласится и сейчас на предложения России как сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта и будет тянуть резину до зимы, то весной 2021 года армяне почти гарантированно потеряют большую часть Карабаха, который азербайджанцы продолжат "освобождать". От армян прежде всего. Поэтому если армяне и сейчас проявят упрямство и не согласятся со схемой, которую озвучил на днях глава МИД России Сергей Лавров, им совсем не позавидуешь. Баку же это только обрадует.

Что предлагает Лавров

Поведав о своём "глубоком убеждении", что "политика должна исходить из реальности", Лавров озвучил два этапа урегулирования. На первом этапе происходит поэтапное освобождение занимаемых армянами пяти азербайджанских районов вокруг Карабаха при соблюдении безопасности анклава, разблокирование всех коммуникаций, экономических связей, транспортных контактов и развёртывание миротворцев (желательно – российских) на линии соприкосновения. Чтобы гарантировать "невозобновление боевых действий". Пока что было бы достаточно просто военных наблюдателей. На втором этапе – очищение армянами ещё двух азербайджанских районов и решение вопроса об окончательном статусе Нагорного Карабаха. Лавров даже позволил себе такую фразу:

Это, по сути, признание того, что если бы не военные поражения, то армяне продолжали бы уклоняться от решения карабахской проблемы, считая, что её не существует. Не желает глава МИД России и другой крайности: чтобы Баку и активно помогающие Азербайджану турки военным путём захватили Карабах: "Мы не можем разделить заявления о том, что есть и допустимо военное решение конфликта".

Пашинян оправдывается

Практически одновременно к армянскому народу обратился с видеообращением премьер-министр Никол Пашинян, почувствовавший необходимость оправдаться. Он признал "огромные" потери в живой силе и технике и "определённые отступления" на юге и севере Карабаха "героических" армянских войск, которые, тем не менее, сорвали азербайджанско-турецко-террористический "блицкриг", тоже нанесли врагу огромные потери и, в целом, контролируют ситуацию. "План полной оккупации Нагорного Карабаха не сработал", – добавил Пашинян, хотя в Баку, конечно, на это так быстро и не рассчитывали.

При "соросовском" премьере Николе Пашиняне Армения обречена потерять Карабах. Фото: Adrien Vautier/Global Look Press/Keystone Press Agency

Армянский премьер сообщил и кое-что интересное: Ереван знал о планах Азербайджана начать боевые действия в Нагорном Карабахе. "Начало войны против Арцаха (непризнанная Нагорно-Карабахская республика. – Ред.) не оказалось неожиданностью для нас. Мы знали и ждали, вопрос был в том, конкретно когда и в каком направлении должен был наступать враг. Армия обороны Арцаха с первых минут героически сражается с противником. Азербайджанско-турецкие войска в коалиции с террористами начали самое сильное наступление на Арцах".

Поражает, что, ожидая нападения, армяне не смогли к нему как следует подготовиться. Пашинян пытается это объяснить тем, что с одними азербайджанцами армяне бы, дескать, справились, но ведь вместе с ними воюют турки, террористы из Сирии и другие наёмники. Кроме того, по его словам, и это правда, армянам мешает то, что они оказались в блокаде. Действительно, соседствующие с Арменией – помимо враждебных Азербайджана и Турции – Грузия и Иран её в этой войне не поддерживают. А последний даже потребовал вернуть захваченные ранее азербайджанские территории.

Чем Пашинян отличается от Лаврова?

Но самое интересное даже в другом – Пашинян публично признал, что к нынешней войне привёл провал политических усилий по разрешению конфликта: "Азербайджан требовал от народа Карабаха незамедлительно сдать пять районов из семи, представить график сдачи остальных двух и зафиксировать, что при любом статусе Карабах должен быть в составе Азербайджана. То есть районы надо было сдать не взамен статуса, а взамен мира. В противном случае Азербайджан угрожал решить вопрос войной. Наш кабмин отказался рассматривать вопрос в данном контексте".

Любопытен вывод, который сделал из сложившейся при его участии ситуации Пашинян. Во-первых, он повторил, что "план Азербайджана, Турции и террористов оккупировать Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы путём блицкрига провалился". Во-вторых, "в этой ситуации армянскому народу остаётся только одно: объединиться, сконцентрировать весь свой потенциал, остановить врага решающим ударом и добиться необратимой победы, то есть окончательного решения нагорнокарабахского вопроса, признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение".

На этом примере хорошо видно, чем отличается Пашинян от Лаврова, тоже имеющего, кстати, армянские корни. Он не реалист и думает только о себе, готовя почву для своего ухода под тем предлогом, что не поступится принципами, ещё больше подставляя и Армению, и Карабах своим намёком на то, что Ереван скоро признает последний в качестве независимой страны.

Алиев повышает цену

Президент Азербайджана оперативно отреагировал на эту угрозу в интервью турецкому телевидению:

Территориальная целостность Азербайджана признана всем миром… Я не верю, что какая-либо страна признает независимость Нагорного Карабаха, потому что не пройдёт и часа, как мы прервём все дипломатические связи с этой страной.

При этом азербайджанский президент не оставил ни малейших сомнений в том, что он реалист, и успехи его армии на поле боя он использует стопроцентно. Алиев уже на этом этапе явно опасается, что армяне попытаются зацепиться за Карабах, прикрываясь миротворцами.

Отправка миротворцев в регион должна совершаться на основе одобрения двух государств – Армении и Азербайджана. Если какая-либо страна возражает, то, конечно, этого не произойдёт. Другой вопрос заключается в том, что сегодня, когда мы говорим о миротворцах, речь идёт о территории Азербайджана, все должны это понять,

– сказал он. Далее Алиев усилил эту мысль: "Без нашего разрешения миротворцы ни одной страны не могут быть отправлены на наши земли. Это противоречит закону. Это противоречит международному праву. И это неприемлемо".

Смогут ли армяне и азербайджанцы полюбить друг друга в Карабахе?

Что это всё означает? Только то, что пока Азербайджан находится на своей территории, – а Карабах он считает своей, и весь мир (включая – официально – Армению!) это признаёт, – то никакие миротворцы Баку, очевидно, не нужны. Азербайджан намерен свою территорию у армян отбить и переговоры ни с кем по этой теме вести не хочет – только по вопросу графика вывода армянских военных сил без боёв. Неизбежность резни карабахских армян после возвращения в регион озлобленных азербайджанских беженцев, чему могут помешать только российские миротворцы, Алиев сознательно прикрывает прекраснодушными рассуждениями об "абсолютной уверенности" в том, что армяне и азербайджанцы могут жить вместе в этом регионе, так же, как они сегодня живут "в других местах Азербайджана, в Грузии, России, на Украине". Про Азербайджан он тут, похоже, загнул.

По меньшей мере семь мирных жителей были убиты и 33 ранены в результате армянского ракетного удара по азербайджанскому городу Гянджа. Фото: Goktay Koraltan/Global Look Press/Keystone Press Agency

Опытный – в отличие от "честного" Пашиняна – дипломат, язык которым, как известно, дан для того, чтобы скрывать свои мысли, Алиев утверждает, что азербайджанский народ – не враг армянского, просто азербайджанцы хотят жить "на земле своих предков" (это говорится о Карабахе!). Лет через 100 такое, наверное, будет возможно, но явно не в ближайшее время. Мирно уживаться вместе в Карабахе азербайджанцы и армяне после всей пролитой крови и той, которая ещё прольётся, безусловно, не смогут. А чтобы у местных армян не осталось никаких иллюзий на этот счёт, победоносный Азербайджан и обстреливает их церкви, госпитали, мирные кварталы, запустил в Карабах жаждущих обогатиться сирийских головорезов-террористов, хотя официально всё это, разумеется, гневно отрицает. От этих бандитов, по сообщениям, страдает даже мирное азербайджанское население. И даже страшно подумать, что они будут вытворять с армянами.

Дымовой завесой этой стратегии, рассчитанной исключительно на внешнее потребление, являются заверения Алиева такого рода:

Пусть живущие в Нагорном Карабахе армяне не беспокоятся... Они будут жить лучше, в более безопасных условиях, и их благосостояние повысится. Мы вложим туда инвестиции, мы реализуем там социальные программы, у нас будут программы по созданию рабочих мест...

Между тем, заботливо восстановленный армянами после предыдущего разорения собор Святого Христа Всеспасителя (Казанчецоц) – главный символ армянской Шуши, которую азербайджанцы считают в свою очередь одним из очагов своей культуры, – обстреливался, минимум, дважды и получил повреждения. Фото – имеются. При этом были ранены, в том числе тяжело, трое журналистов – граждане России Юрий Котенок, Левон Арзанов, Грант Баладян, прибывшие туда для освещения последствий предыдущей бомбардировки.

Пока же ситуация вокруг Карабаха выглядит так: чем больше армяне будут пытаться сохранить всё, тем вернее они всё потеряют, чем дольше будет затягиваться конфликт, тем меньше у них шансов в нём победить или хотя бы сохранить статус-кво, тогда как победитель получает весь Карабах, но без проигравших.

В то же время только армянская стойкость и боевая доблесть, может, хотя и не факт, отрезвить Баку и склонить Азербайджан к единственно справедливому варианту решения карабахского конфликта – разделу Карабаха между двумя народами под гарантии России с возможностью самостоятельно распоряжаться в дальнейшем своей судьбой.

При нынешнем политическом руководстве Армения обречена потерять Карабах, в чём его соросовские кураторы прямо заинтересованы (карьера конкретных политиков их не волнует, быстро других найдут), ведь никаких препятствий для "интеграции" Армении с Западом тогда не останется.

Сергей Латышев

Заглавное фото: Adrien Vautier/Global Look Press/Keystone Press Agency

Источник: nsk.tsargrad.tv