19 декабря 2023 г. Госдепартамент опубликовал географические координаты, определяющие внешние границы континентального шельфа США в районах за пределами 200 морских миль от побережья, известных как расширенный континентальный шельф (ECS). Согласно конвенциональной процедуре, после этого страна, как это сделала недавно Россия, подаёт соответствующую заявку на рассмотрение и утверждение в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (CLCS), однако США не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву (UNCLOS), хотя подписали её в 1994 году, а потому их притязания на расширение шельфа не могут быть законными.
Каждое государство правомочно расширять свой континентальный шельф, но такое расширение не имеет юридического статуса, если CLCS не предоставит достоверность геологических и других данных, обосновывающих границы расширенного континентального шельфа. Эта ситуация признаётся администрацией Аляски. «США должны ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, поскольку отсутствие ратификации может стоить нам ценных территорий и ресурсов», – заявила сенатор от Аляски и Алеутских островов Елизавета Мурковски на ассамблее «За Полярным кругом» в октябре 2023 г. Но в Вашингтоне пока не реагируют на это предложение, при том что некоторые презентуемые США участки расширенного континентального шельфа оспаривают в Канаде, располагающей наиболее обширной сухопутной и морской территорией в бассейне Северного Ледовитого океана в Западном полушарии (в том числе вблизи морской границы с США в Арктике).
США, как и другие страны, имеют «неотъемлемый интерес в определении границ и декларировании другим масштабов своего ECS (расширенного континентального шельфа) и, следовательно, того, где они на основании закона могут осуществлять суверенные права», так ответили в Вашингтоне на соответствующий запрос канадского портала по недропользованию и добыче Mining.com. Обеспокоенность подписавших морскую Конвенцию канадцев вполне понятна, так как спорные вопросы неизбежно будут возникать и с ними. По мнению Mining.com, соседи стремятся расширить доступ к редкоземельным и иным минералам, безальтернативным в производстве аккумуляторов, электромобилей и инфраструктуры возобновляемой энергетики. Континентальный шельф США таит 50 твёрдых минералов, включая литий и теллур, а также 16 редкоземельных элементов, в то время как расширение шельфа «подчёркивает стратегические интересы Америки в обеспечении безопасности этих твердых полезных ископаемых на морском дне и в недрах, иногда залегающих в сотнях миль от берега».
Следование экспансионистским устремлениям США в ледовых широтах приведёт к усугублению негативных последствий для биосферы арктического региона. Уже не первый год экологи указывают на серьёзный ущерб природе по мере реализации, мягко говоря, спорных сырьевых проектов по добыче нефти и полиметаллических руд на Аляске. В частности, проект Willow (концерн ConocoPhillips) по добыче нефти на территории крайнего северо-западного штата, одобренный в минувшем марте администрацией Дж. Байдена, несёт прямую опасность уникальным экосистемам региона и интересам его коренных жителей. В течение ближайших 30 лет на месторождении, расположенном на территории Национального нефтяного резерва на Аляске (National Petroleum Reserve in Alaska, NPR-A) на севере штата, предполагается добыть более 576 млн. барр. нефти. Ожидаемая прибыль – от 8 до 17 млрд. долл. федеральному правительству, штату Аляска и общинам региона Норт-Слоуп при объёме инвестиций в 7,5 млрд долл.
11 ноября окружной судья Шэрон Глисон в Анкоридже отклонила поданный против Willow иск, не согласившись с доводами природоохранных организаций и объединений коренных народов, указывавших на факты нарушения федеральными властями Закона о национальной экологической политике. По их мнению, противоречащее заявленной политике перехода к зелёной энергетике (в частности, можно поставить крест на обещаниях сократить наполовину к 2030 году атмосферные выбросы), бурение скважин на Аляске чревато климатической катастрофой. Кроме того, Байден ранее обещал не давать разрешение на новые проекты добычи нефти и природного газа на землях, находящихся в общественной собственности, в то время как проведённое специализированным исполнительным департаментом (МВД) США исследование выявило угрозы для окружающей среды также и от строительства дороги до рудника для населения 66 населенных пунктов с коренным населением (эскимосы и алеуты), занимающимся ведением натурального хозяйства и охотой.
Разумеется, у бизнесменов, горячо радеющих за экономическое благополучие Аляски, подходы совершенно иные. Решение суда в Анкоридже подтверждает уверенность в законном характере действий властей, утверждает президент ConocoPhillips Alaska Э. Айзексон, добавив, что почти 5 лет проект проходил тщательный пересмотр нормативных требований и экологического анализа с участием общественности из ближайших к месту реализации проекта сообществ. Воплощение проекта призвано помочь общинам Аляски «осознать огромные преимущества ответственного развития энергетики».
Экологические организации и группы коренных народов «рассматривают все юридические варианты» для продолжения борьбы, включая возможною апелляцию вынесенного 11 ноября решения, рассказал адвокат организации Earthjustice Эрик Граф. Экологи французской компании Greenly подчёркивают, что строительство новой инфраструктуры и транспортировка необходимых для проекта Willow грузов нанесут ущерб флоре и фауне региона задолго до момента получения тамошнего энергетического и металлургического сырья. Только сжигание добытой на месторождении нефти приведёт к выбросу в атмосферу около 300 млн. тонн диоксида углерода и других парниковых газов за 30 лет. Иначе говоря, согласно оценкам экоактивистов Центра исследований и политики окружающей среды Америки, реализация проекта Willow приведет к ежегодным выбросам, эквивалентным работе 76 угольных теплоэлектростанций.
Основные риски проекта компании Amber Metals по добыче полиметаллов открытым способом в течение 13 лет на северо-западе Аляски, по мнению экспертов, кроются в хвостохранилищах площадью 59 гектаров для хранения 41,2 млн. тонн отходов добычи и обогащения.
Впрочем, едва ли меньшая угроза для Арктики, её природы и населения исходит и от американских атомных объектов на острове Гренландия (автономия в составе Дании). Построенные здесь в конце 1950-х – начале 1960-х годов атомные и ракетные объекты Пентагона, впоследствии эвакуированные или законсервированные, вместе с примыкающими тоннелями, полигонами и зонами фактического отчуждения, занимают до 20% колоссальной территории крупнейшего в мире острова. И это едва ли не глобальная экологическая угроза для Арктики, ибо преобладающая часть этой территории поныне не рекультивирована. По факту речь идет о реанимации давнего стратегического проекта «Ледяной червь», предусматривающего серию почти одновременных ударов по Советскому Союзу до 600 ракет с атомными боеголовками. Электроэнергией столь серьёзная инфраструктура питалась с 1961 года мобильным ядерным реактором, однако из-за колоссальных затрат и климатических сложностей столь амбициозный проект пришлось свернуть. В 1963 году американцы реактор остановили и разобрали, буквально бросив под толщей льда все построенные и недостроенные объекты вместе с оборудованием. Там же остаются до 200 тонн радиоактивных жидких отходов и экологически небезопасные отходы с брошенных объектов. По оценкам американских и датских экспертов, ввиду активно развивающегося потепления климата, особенно в Гренландии, на её поверхность в ближайшие 10-15 лет «вылезут» все имеющиеся отходы, с очевидными и наверняка бессрочными последствиями для Арктики.
При этом США продолжают пользоваться своими военно-воздушными базами в гренландских Туле, Кангерлуссуаке и Нарсарсуаке, причем в Туле (северо-запад острова вблизи Аляски) в 1950 – 1970-х гг. также размещалось атомное оружие. Других предназначенных для публичной огласки данных о его наличии там же сегодня либо же о последствиях его возможного наличия и хранения не имеется. На фоне отсутствия официальной информации не может не тревожить начатая более годы назад активная модернизация указанных баз, и прежде всего объекта в Туле.
С учётом упомянутых факторов не исключено, что планы США, впервые выдвинувшие идею выкупа Гренландии у Дании ещё в начале 1940-х годов, обусловлены прежде всего стремлением понадёжнее скрыть экологическую опасность для Арктики, исходящую от «цепи» военно-ядерных объектов Пентагона в Гренландии. Недавняя отмена муссировавшихся при Трампе планов выкупа ледового острова вовсе не обязательно означает окончательный отказ от экспансионистских планов в приполярном регионе. Но самое, пожалуй, главное здесь – реанимация планов по превращению «американской» Арктики в полярный плацдарм против России и реализуемых ею транспортно-логистических проектов в Евразии.
ДМИТРИЙ НЕФЁДОВ