Россия дожала Александра Лукашенко. Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать исходя из информации, озвученной послом Белоруссии в России
Владимир Семашко заявил, что 9 сентября Путин и Лукашенко в ходе своей очередной встречи в Москве подпишут все дорожные карты и союзные программы по интеграции.
По словам Семашко несогласованной остается только одна программа, однако посол выразил уверенность в том, что до 7 сентября все спорные вопросы будут улажены.
Мы знаем, как это программа. Лукашенко пару недель назад отметил, что согласовано все кроме документа по газу.
И здесь начинается старая песня о главном. Лукашенко хочет получать «голубое топливо» из России по цене уровня Смоленской области, который равен 70-80$ за тысячу кубометров. Сейчас же в Белоруссию экспортируется газ по цене в 128,5$ за тысячу кубометров, в то время, как в Европе биржевая цена на «голубое топливо» пробила 600$.
Здесь нам видится один выход - Белоруссия будет получать газ по цене Смоленской области тогда, когда Лукашенко реализует хоть часть подписанных соглашения.
По остальным программам проблем нет, хотя они были не менее проблемными. В особенности следует отметить таможенно-налоговую и нефтяную дорожные карты.
Первую Лукашенко не хотел имплементировать никак. Только после того, как Россия даст Белоруссии дешевые нефть и газ. И то с промедлением. Однако после визита профессионального налоговика Михаила Мишустина в Минск, с таможенно-налоговой картой все проблемы были улажены. Лукашенко пошел на попятную.
А вот что касается нефтяной программы, то здесь уступила Россия. Судя по всему, Белоруссии будут компенсированы потери, понесенные Минском в результате «нефтяного маневра», проводимого в России. Раньше это было камнем преткновения.
Хотя сейчас Россия вряд ли будет нести существенные потери, учитывая тот факт, что на белорусскую нефтянку наложены санкции. Но здесь посмотрим.
Конечно, до 9 сентября, пока карты подписаны не будут, нельзя на 100% быть уверенным в том, что все пойдет по плану. Как помним, в конце 2019 года Александр Лукашенко сорвал подписание дорожных карт по интеграции в самый последний момент. Но, все же, сейчас ситуация совершенно иная. У Лукашенко нет выбора, вариант один - Россия.
Тем не менее, подписать программы - это одно, а реализовать их в соответствии с планами - другое. Но если все же получится так, как задумано, то подобное будет означать фактическое объединение России и Белоруссии.
Белоруссия будет существовать примерно в таком же статусе, как Татарстан в начале 1990-х годов. А вот дальше, по мере еще большего укрепления связей, в ход пойдет припрятанная Путиным 31-я дорожная карта по интеграции, которая включает в себя создание политических наднациональных структур.
И тогда, когда Белоруссия будет полностью завязана экономически на Россию (даже уже не так, как сейчас), вариантов отказаться от политической интеграции не будет.
Константин Двинский
Фото: zen.yandex.ru/media/dvinsky