К началу лета Североатлантический альянс завершит ранее объявленное развёртывание в Европе новых контингентов войск. Четыре многонациональных батальона, каждый численностью до 1000 человек, размещённые в трёх странах Балтии и Польше, будут полностью интегрированы в оборонные структуры этих стран.
Одновременно НАТО расширяет возможности военной инфраструктуры – аэродромов, морских портов.
Все эти шаги серьёзно подрывают безопасность в центре Европы, где, по сути, создаётся новая военная реальность. Этому же служит и переброска в начале года из США в Европу передовых частей 3-й американской бронетанковой бригады. Столь масштабная передислокация войск с Американского континента осуществлена впервые после окончания холодной войны. Отдельные подразделения бригады будут размещаться по ротационному принципу в Эстонии, Латвии, Литве, Венгрии, Румынии и Болгарии, а самую большую часть войск примет у себя Польша. Американские танки оказываются прямо у российских границ! Впервые в истории!
Свою озабоченность по этому поводу Россия высказывала неоднократно. 26 апреля это ещё раз сделал постпред России при НАТО Александр Грушко, заявивший об ответных шагах Москвы:«...мы предпринимаем все необходимое для того, чтобы надежно обеспечить наши интересы и безопасность. Это делается. Теми средствами и мерами, которые мы считаем необходимыми».
Затрагиваются интересы России? Подрывается система европейской безопасности? Да ничуть, ответствуют из Брюсселя. 12 апреля, говоря об итогах своих переговоров с президентом США Д. Трампом, генсек НАТО Й. Столтенберг, не моргнув глазом, заявил, что альянс стремится «снизить напряжение» и «выстроить отношения с Россией наилучшим способом». Только попытка снизить напряжение, подтягивая к российским границам войска и инфраструктуру, сродни попытке погасить костёр, плеснув в него бензин.
Тот же мотив развила и заместитель генсека НАТО Роуз Геттемюллер в интервью газете «Коммерсант», опубликованном 3 апреля: «Генсек Столтенберг не раз говорил: мы не будем отвечать на то, что мы воспринимаем как агрессивное развертывание российских войск, тем же количеством солдат и самолетов. Но наш ответ будет иметь оборонительный и пропорциональный характер». Госпожа Геттемюллер делает вид, что не знает, что Россия, в отличие от США, размещает дополнительные силы на своей территории, не нарушая какие-либо международные соглашения. Включая и размещение ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области, что Р. Геттемюллер назвала «доказательством тенденции на милитаризацию и усиления контроля (со стороны РФ. – Ю.Р.) над воздушным пространством».
При этом замгенсека НАТО попыталась убедить читателей, что к своему «оборонительному и пропорциональному ответу» НАТО приступило лишь пару лет назад: «2014 год стал водоразделом. Тогда мы столкнулись с агрессивными действиями России на Украине, аннексией Крыма, – безапелляционно заявила она. – С того времени мы наблюдаем дестабилизацию Донбасса... У НАТО не было никаких планов (усиления своих восточных рубежей. – Ю.Р.) до того, что произошло на Украине в 2014 году».
Натовская чиновница беззастенчиво передёргивает, на что и обратила внимание пресс-служба МИД России, назвав её высказывания примером распространения, как принято теперь говорить на Западе, «фейк-ньюс». «Подобным утверждением высокопоставленная представитель альянса фактически игнорирует факт стремительного расширения НАТО на Восток непосредственно после распада Советского Союза, т. е. задолго до недавнего государственного переворота в Киеве, а своими последующими заявлениями вносит сумбур в трактовку происходящих в настоящее время вблизи российских границ событий».
Утверждения, будто усилия натовцев в странах Восточной Европы и Прибалтике носят «неугрожающий оборонительный и пропорциональный характер», абсолютно не соответствуют действительности. Ведь дело не ограничивается размещением многонациональных батальонов. НАТО предприняло в последнее время такие меры долгосрочного характера, которые позволяют альянсу обрести стратегическое преимущество в Европе.
В ряде европейских стран будет обеспечено передовое складирование техники для нескольких механизированных бригад сухопутных сил США, создаются штабные структуры, усиливается группировка военно-воздушных сил, самолёты которой будут патрулировать воздушное пространство. На территории Румынии и Польши идёт форсированное размещение элементов американской НПРО. Эсминец ВМС США, оснащённый противоракетами и крылатыми ракетами, ударными ракетами «Томагавк» средней дальности, находился в 30 морских милях от Калининграда. Натовские корабли осуществляли заход в Одессу. В Эстонии на расстоянии десяти минут полётного времени до Санкт-Петербурга базируются новейшие истребители стран НАТО.
В связи с этим пресс-служба МИД РФ задаёт вопрос: как расценивали бы на Западе действия Москвы, если бы российские корабли оказались в 30 милях от военно-морской базы США в Норфолке или российские самолёты базировались бы на расстоянии пяти минут полета до Лонг-Айленда в штате Нью-Йорк?
А вот самый свежий и достоверный факт, приведенный 26 апреля на Московской конференции по международной безопасности первым заместителем начальника Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенантом Виктором Познихиром: США создают военную инфраструктуру у границ России для нанесения внезапного ракетно-ядерного удара по РФ. Утверждать это позволяют возможности размещаемой на суше и в морской акватории у берегов Европы системы противоракетной обороны США, основанной на использовании наземной версии радиолокационных систем и пусковых установок морской системы ПРО/ПВО Aegis. Эти пусковые установки обеспечивают применение широкой номенклатуры ракет разных типов, в том числе крылатых ракет большой дальности Tomahawk, предназначенных для поражения наземных целей и имеющих максимальную дальность полёта от 1700 до 2500 километров (в зависимости от модификации). Эти ракеты могут нести ядерные боеголовки мощностью от 5 до 200 килотонн. По сути, крылатая ракета Tomahawk, оснащённая ядерной боеголовкой, – это ядерная ракета средней и меньшей дальности. Между тем по договору 1987 года этот класс ракет был ликвидирован, а на производство новых изделий наложен запрет. Пентагон, однако, нашёл возможность договор обойти.
Генерал В. Познихир отметил, что наращивание потенциала противоракетной обороны США стимулирует гонку вооружений со стороны других государств и нарушает сложившийся паритет стратегических вооружений. Он констатировал, что за последние 15 лет власти США затратили на укрепление и развёртывание системы ПРО $130 млрд., а в ближайшие пять лет планируют вложить ещё около $55 млрд. Если всё так пойдёт и дальше, то к 2022 г. противоракет у США будет больше, чем боевых блоков на российских межконтинентальных баллистических ракетах.
«Такое количество огневых средств ПРО представляет серьезную угрозу для российского потенциала сдерживания, особенно с учетом постоянно ведущихся работ по модернизации огневых комплексов ПРО», – подчеркнул высокопоставленный представитель российского Генштаба, отметив, что Россия вынуждена принимать меры, чтобы обезопасить себя от воздействия как средств мгновенного глобального удара, так и противоракетной обороны.
А в НАТО заученно говорят о желании нормализовать отношения с Россией. Возможность такая существует, но, как подчёркивается в мидовском комментарии, «вывести на соответствующий уровень политическую основу для диалога не представляется возможным без военной составляющей. Предпосылкой для возобновления контактов между военными должна стать готовность альянса учитывать российские предложения в сфере нормализации отношений, а также уход от формального сохранения видимости диалога с нашей страной».
Юрий РУБЦОВ