Война, которая ведётся Западом против России, – это не локальная, а новая мировая война. Иногда её называют ещё и второй холодной войной. Не исключено, что этот термин приобретёт дополнительное значение. Новым театром военных действий в этом противостоянии становится Арктика.
Из-за событий на Украине всё остальное уходит на второй план. Мы редко и с трудом обращаем внимание на то, что не связано непосредственно со специальной военной операцией. В самом деле, на западном фронте одно за другим происходят события, которые способны повлиять на наше будущее – вплоть до провокаций ядерной войны с помощью украинских ракет. Между тем в отдалении от линии фронта происходят события глобального масштаба. Не обращать на них внимания – значит не обращать внимания на будущее России и всего человечества.
Мы в меньшинстве
Вот одна из таких новостей. Стало известно, что работа международного Арктического совета приостановлена до конца 2023 года. Причина в наше время кажется банальной. Дело в том, что председателем Арктического совета как раз до конца будущего года является Россия. Страны Запада не хотят развития Арктики под русским началом – и блокируют продолжение работы созданной для решения спорных вопросов международной организации.
Сделать это для них тем проще, что на сегодня все страны Арктического совета или входят в НАТО, или станут членами этого агрессивного блока в ближайшее время. В Арктический совет входят восемь арктических государств: Россия, Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Соединённые Штаты. До недавнего времени Арктический совет мог считаться нейтральной по отношению к нашей стране международной организацией, так как нейтральными (хотя и не дружественными по отношению к нам) оставались Швеция и Финляндия. Теперь (и с этим согласны абсолютно все эксперты) политический и военный расклад в регионах меняется:
Из 8 членов совета 7 входят в один военный блок, единственной целью которого является в лучшем случае "сдерживание России", а в худшем случае – война с Россией за ресурсы. Теперь именно из этого расклада нужно исходить, планируя развитие Арктики,
– говорит источник Царьграда в Росатомфлоте.
Пока блокирование деятельности Арктического совета означает для России остановку международного сотрудничества сразу на нескольких важных направлениях:
-
изолированы российские научные учреждения и учёные, занятые изучением климатических изменений;
-
невозможна реализация положений Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву в Северном Ледовитом океане;
-
остановлены международные дискуссии о безопасности в Арктике;
-
затруднена разработка шельфовых месторождений углеводородов, так как санкции сделали невозможными международные инвестиции;
-
блокированы также международные инвестиции в перевозки Северным морским путём.
Но мы гораздо сильнее
Что заставляет НАТО действовать именно так – помимо принципиальной русофобии альянса? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно просто посмотреть на карту. Площадь арктических владений России – примерно 3 миллиона квадратных километров. Российская территория Арктики начинается с Земли Франца-Иосифа на северо-западе и простирается до островов Врангеля и Геральд на востоке. России принадлежит около трети всей площади шельфа Арктики.
Арктический шельф – это почти неисчерпаемая кладовая углеводородного сырья, которую, в общем, мы ещё только начинаем использовать. Шельфовые месторождения нефти и газа – предмет зависти других арктических держав. Как будто этого мало, в распоряжении России – Северный морской путь на всем его протяжении – от Мурманска до Камчатки. В чём значение Северного морского пути? Понять это несложно, посмотрев на ту же карту: этот маршрут из стран Северной Европы до портов Азии в два раза короче, чем через Суэцкий канал.
Конечно, маршрут непроходим без ледоколов. Но, во-первых, Россия обладает самым мощным в мире атомным ледокольным флотом. Точнее даже сказать, что Россия – единственная страна в мире, обладающая не отдельными ледоколами, а именно ледокольным флотом. 6 атомных ледоколов, атомный контейнеровоз Росатомфлота – и ещё не менее 20 дизельных ледоколов. Для сравнения – у США сейчас только 2 "живых" ледокола.
С точки зрения Китая
Китайское издание Sohu, опубликовавшее анализ ситуации в развитии Арктики (Китай, безусловно, не меньше России заинтересован в Северном морском пути – коротком пути в Европу) полагает, что США отстали в развитии технологий атомного флота не менее чем на 10 лет. Доказательством этого служит самый новый на данный момент русский атомный ледокол "Арктика", введённый в строй в конце 2020 года.
Как будто этого отставания мало, Россия получает дополнительное преимущество. Изменения климата каждый год продлевают навигацию на Северном морском пути. Через несколько лет она станет круглогодичной.
Китайские эксперты полагают, что, совершенствуя атомный ледокольный флот, Россия решает сразу несколько задач. Во-первых, развитие технологий, применяемых при строительстве атомных ледоколов, даёт возможность в перспективе создавать авианосцы с атомной силовой установкой. Во-вторых, Северный морской путь – по сути, путь к прорыву морской блокады НАТО (нельзя не отметить, что такая блокада сегодня – это отнюдь не теоретическая возможность). В-третьих, СМП – это путь, на котором развитие экономического сотрудничества России и Китая может быть наиболее быстрым.
Для Китая расширение этого сотрудничества – далеко не теория, а практика, причём сегодняшняя, а не завтрашняя. Там уже приступили к строительству собственных атомных ледоколов. Разработка первого из них, как сообщает The Barents Observer, будет завершена в 2025 году. Китай рассчитывает использовать это судно вдоль торгового маршрута "Полярный шёлковый путь".
Профессор Университета Тромсё Марк Лантень заявил изданию High North News:
Китай по-прежнему считает Арктику одним из приоритетов своей политики и желает и дальше развивать "Полярный шёлковый путь", несмотря на сохраняющуюся неопределённость в отношении перспектив экономики после пандемии. В ближайшие годы Пекин ожидает значительного роста китайских морских перевозок, а также роста спроса на российское ископаемое топливо на Крайнем Севере.
С точки зрения НАТО
Россия и Китай вместе, очевидно, станут доминирующей силой на Севере, которой НАТО совершенно нечего противопоставить ни технологически, ни экономически. Правда, в НАТО это тоже отлично понимают. Именно поэтому используют конфликт на Украине как предлог для блокирования любого сотрудничества с Россией в Арктике. С точки зрения НАТО, гораздо выгоднее не экономическое развитие Арктики и Севморпути, а милитаризация региона – если Арктика будет постоянно находиться под угрозой войны, то разработка месторождений будет очень сильно затруднена, а выгоды от торгового пути станут минимальными.
По сути, все американские усилия в Арктике сегодня направлены именно на то, чтобы Россия вместо экономического развития занималась за Полярным кругом подготовкой к обороне. При этом в НАТО, естественно, перекладывают ответственность с больной головы на здоровую и говорят так:
Наращивание Россией арктической военной группировки усилило стремление НАТО к милитаризации Арктики.
В общем, русские сами виноваты. Как обычно.
Ложка дёгтя
Итак, альянс делает всё, чтобы замедлить развитие России в Арктике. Однако у России преимущество – и территориальное, и экономическое, и технологическое. Конечно, санкции Запада создают очень существенные трудности. Но есть предположение, что самые большие трудности мы можем создать себе сами.
Такое подозрение возникает, когда начинаешь присматриваться к некоторым принимаемым в последнее время решениям. 15 ноября вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин заявил, что проект Северного широтного хода на Ямале приостановлен.
К нему вернутся после того как будут реализованы другие приоритетные проекты, в частности, "Восточный полигон". Кроме того, приоритетным признан проект Мурманского железнодорожного узла. Мы до конца года проведём конкурс для определения подрядчика,
– сообщил вице-премьер.
Мурманский транспортный узел на западном берегу Кольского залива считается одним из важнейших среди инфраструктурных проектов развития Северного морского пути. Почему – вполне понятно. Чтобы российские грузы шли через Мурманск, они должны попадать в него и из него вывозиться по железной дороге. Однако Северный широтный ход – железная дорога вдоль СМП – тоже одна из важнейших для освоения Арктики и особенно реализации работы на ямальских месторождениях. О том, как важна там железная дорога, знали уже в середине XX века. Первая попытка строительства была предпринята ещё при Сталине.
Остановка строительства Северного широтного хода сейчас связана с нехваткой ресурсов, говорят эксперты. Но экономия по Хуснуллину может оказаться хуже самого масштабного расходования средств. Хотя бы потому, что широтный ход-то ведь уже строится. Скажем, "Газпром" в октябре 2022 года (то есть за месяц до заявления вице-премьера) успел заключить договор генподряда на строительство участка "Надым – Пангоды".
Что с того?
Закончим тем же, с чего начали разговор. Взгляды всей России прикованы к западному фронту. Но СВО, важность которой для страны невозможно переоценить, не единственный фронт глобальной войны. Запад стремится нанести вред России не только в Европе. А в условиях, когда экономическое взаимодействие с Европой сворачивается практически до нуля, сотрудничество с Китаем и развитие торговых путей на восток становится приоритетом из приоритетов. Будущее России – в Арктике. На Северном морском пути. Хорошо бы не допустить на этом пути ошибок.