“Не будите русского медведя — в ярости он ужасен”. Эта фраза, которую приписывают немецкому канцлеру Фридриху Эберту, очень точно описывает то, что происходит сегодня.
На протяжении длительного периода европейские страны предъявляли исторические претензии России, при этом пребывая в абсолютной уверенности, что им никто не ответит. Но ответ последовал.
Следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело по факту геноцида советских граждан во время Великой Отечественной войны.
Официально речь идет о захоронении, обнаруженном “Поисковым движением России” в районе деревни Жестяная Горка на Новгородщине. Здесь в 1942 году были расстреляны 42 мирных жителя, в том числе три ребенка и беременная женщина. В причастности к расстрелу подозревается команда карателей — выходцев из Латвийской ССР.
Эта группа бесчинствовала на территории РСФСР, а после войны избежала возмездия, укрывшись в США, ФРГ и Канаде. Руководил группой немецкий генерал Герцог Курт. В декабре 1947 года он и его немецкие подельники были осуждены Военным трибуналом Ленинградского военного округа за “зверские расправы над советскими гражданами”.
Но латвийские каратели тогда избежали наказания. После войны прибалтийские республики являлись составными частями СССР, и местные власти неоднократно обращалась к советскому руководству с тем, чтобы не привлекать их соотечественников к публичным процессам. Ведь раскрытие фактов массового участия латышей, литовцев, эстонцев в расправах над жителями РСФСР могло серьезно подорвать тезис о “братстве народов, входящих в состав Советского Союза”.
Поэтому за расследование латышских преступлений всерьез взялись только сегодня. Судя по всему, Жестяная Горка — только первая акция в этом направлении. На то, что подобные расследования будут осуществляться и в других регионах/, указывает такой факт. Схожие с новгородскими захоронения жертв нацистского плана “Ост” обнаружены в Карелии, в Краснодарском крае и Воронежской области.
В каждом из этих случаев речь идет не только о преступлениях немецких нацистов, но и их союзников по гитлеровской коалиции.
Так, в Карелии помимо немцев бесчинствовали финны, а также норвежские добровольцы из 6-й горной дивизии СС, солдаты шведской добровольческой роты и “военные специалисты” из 12-й флотилии итальянских ВМС.
В Краснодарском крае в расправах над гражданским населением отметились каратели из 3-й румынской армии, а также словацких вспомогательных частей, финского добровольческого батальона СС, добровольцы из Нидерландов, Бельгии, Дании и Норвегии, сражавшиеся в 5-й танковой дивизии СС “Викинг”. В Воронежской области зверствовали представители 2-й венгерской армии, а также итальянского альпийского корпуса.
Все эти преступники смогли избежать наказания исключительно благодаря гуманизму советской власти или превратностям “Холодной войны”. Тем не менее они не только не покаялись, но и в лице своих наследников стали предъявлять исторические претензии России как правопродолжательнице СССР. При этом явно забыли, что символом России не даром является медведь. Этот зверь никогда не нападает первым и славится относительным миролюбием. Но стоит привести его в ярость, и он не оставит от вас мокрого места.
Поэтому те, кто рассчитывал добиться от России “покаяния” и “репараций”, явно ошиблись. Эффект оказался прямо противоположным. Медведя, еще недавно пребывавшего в миролюбивом состоянии, подтолкнули вспомнить о самом страшном геноциде советского народа и заняться подготовкой собственных претензий.
Правда, пока еще европейские политики не осознали всех последствий происходящего. Многие из них все еще верят, что от ответственности удастся уйти с помощью мифа о “борьбе с двумя тоталитаризмами”. Так, те же руководители Латвии утверждают, что в годы Великой Отечественной войны их предшественники боролись за “свободу Латвийской республики”, сражаясь “одновременно и с Гитлером, и со Сталиным”. Такие формулировки содержатся в “Декларации о латышских легионерах во Второй мировой войне”, принятой латвийским сеймом в 1998 году.
Однако этот миф очень быстро приходит в ничтожность, когда начинаешь оперировать не эмоциями, а юридическими категориями. Если военнослужащие “независимой” Латвии в годы Второй Мировой войны действительно воевали против Гитлера, то почему ни одно их формирование не было признано в таком статусе странами антигитлеровской коалиции? Не только СССР, но и США, и Великобританией. Хотя кто-кто, а Лондон и Вашингтон всегда были заинтересованы в признании прибалтийских республик отдельной воюющей стороной.
В то же время есть юридические свидетельства того, что государственные структуры Латвийской, Эстонской и Литовской буржуазных республик были союзниками Гитлера в годы войны. Так, Латвийская гражданская администрация, являвшаяся правопродолжательницей правительства Латвии 1918-1940 годов, еще в 1942 году приступила к формированию собственной армии. Чтобы ее оснастить, рижские чиновники запросили поддержку у руководства “Третьего Рейха”.
В их обращении прямо указывалось: новые подразделения рассматриваются как армия “независимого” Латвийского государства. Гитлеровцы, правда, не сразу, но приняли это предложение. Таким образом, Латвийская буржуазная республика, правопреемственность от которой и продолжает сегодняшняя Рига, официально превратилась в союзника Гитлера.
Что же касается армии, то латыши даже перестарались. В обращении к руководству “Третьего Рейха” была указана готовность сформировать 100-тысячное войско, а в реальности набрали 115 тысяч добровольцев. Они-то и составили костяк латвийской армии в виде Латвийского легиона СС.
Впоследствии часть этих формирований Латвии была заблокирована вместе с немцами в “Курляндском котле”. Здесь они фанатично сражались в составе Вермахта вплоть до капитуляции Германии, а некоторые и после. Остальные подразделения отступали с немцами до Берлина. Малоизвестный факт, но рейхстаг в апреле 1945 года защищали не немцы, а латыши. Они же продолжали сражаться в нацистской столице и после капитуляции гарнизона Берлина. Последние очаги сопротивления латышей были ликвидированы в городе лишь 3 мая 1945 года.
По этой причине вслед за расследованием фактов геноцида советского народа, логично сделать и следующий шаг. До сих пор в официальной российской историографии латвийские пособники нацистов позиционировались как “коллаборационисты”. Но “коллаборационистами” именуют тех лиц, которые являются предателями и наносят ущерб собственной стране.
Латвийские эсэсовцы “предателями” себя не считали. Они позиционировали себя правопродолжателями Латвийской буржуазной республики, а свои республики считали союзниками Гитлера. Следовательно, к ним так и надо относится — как к участникам гитлеровской коалиции.
Собственно говоря, Рига, Вильнюс и Таллинн своими действиями и сами подталкивают к официальному признанию Латвии, Литвы и Эстонии странами-членами гитлеровской коалиции. Такое признание предполагает следующее юридическое последствие.
Во время Потсдамской конференции 1945 года было принято решение добиться осуждения за геноцид не только Германии, но и ее союзников, а также выплату ими репараций. Это постановление приобрело статус части международного права. До сих его выполнила, да и то частично, лишь одна Финляндия.
Настало время выполнить решения Потсдамской конференции и осудить Латвию, Литву, Эстонию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Словакию, Хорватию, Албанию, Италию, Францию, Данию и ряд других стран за соучастие в геноциде советского народа.
Не стоило будить русского медведя. Тот, кто не сталкивался с этим зверем, никогда не осознает, насколько он может быть опасен в момент ярости. Разъяренный медведь — зрелище ужасающее. От одного его вида кровь стынет в жилах. Увы, Европа этого еще не осознала. У нее все впереди.