Русские Вести

Манёвр двух президентов


В центре внимания СМИ остаются прошедшие 29 декабря в Москве переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко. Длились они 3,5 часа и прошли фактически за закрытыми дверями в формате «один на один».

Анонсируя встречу президентов, Дмитрий Песков заявил: по ее итогам совместная пресс-конференция лидеров не запланирована. Главы государств обсуждали поиск решений, которые позволили бы Москве и Минску «сделать еще один шаг в сторону развития союзнических отношений». Были затронуты вопросы строительства Союзного государства и экономического взаимодействия, в том числе налоговый маневр и связанные с ним потери Минска. Речь об объединении России и Белоруссии не шла, лишь «о движении навстречу друг другу», счел нужным уточнить пресс-секретарь президента РФ.

Информационные агентства в свою очередь сообщили, что главы двух государств продолжили диалог, начатый на предыдущей встрече 25 декабря. А он, судя по комментариям в СМИ, прошел в напряженной атмосфере. Накануне Александр Лукашенко даже пожаловался журналистам, отмечает РИА «Новости», что в Москве больше не воспринимают отношения с Минском как братские.

Так или иначе, налоговый маневр в России стал одним из камней преткновения. Как известно, особое место в двусторонних связях занимает сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Россия – основной поставщик углеводородов в Белоруссию. В последние годы объемы составляли около 21 млн тонн нефти (с планировавшимся увеличением до 24 млн) и 20 млрд кубометров газа. Министр энергетики России Александр Новак, комментируя сокращение поставок, заявил, что это связано с недоплатами белорусской стороны.

Нефтегазовый спор между Россией и Белоруссией завершился в апреле 2017 года: стороны подписали документы, урегулировавшие разногласия. Это произошло сразу после заявления «Газпрома» о получении от Белоруссии долга за поставленный в 2016–2017 годах газ в полном объеме – 726,2 миллиона долларов. Стороны договорились о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на газ для Белоруссии на 2018−2019 годы и восстановлении поставок нефти до 24 миллионов тонн.

Однако в конце 2018-го возникли разногласия по налоговому маневру в нефтегазовой отрасли. В России в 2019−2024 годах предполагается постепенно обнулить экспортную пошлину, а ставку налога на добычу – повысить. Из-за этого у Белоруссии возникают дополнительные издержки, которые Минск оценивает примерно в 11 млрд долларов за шесть лет. И считает, что необходима компенсация. Российская сторона не во всем с ним согласна. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов неоднократно заявлял, что налоговый маневр – наше внутреннее дело.

«Еще одним источником разногласий стал поиск ответов на вопрос: как быть с договором 1999 года о создании Союзного государства, – рассказал «Военно-промышленному курьеру» член Общественной палаты Союзного государства Андрей Пода. – Александр Лукашенко сделал серию громких заявлений, упрекая Москву в стремлении инкорпорировать Белоруссию в состав России. Можно предположить, что поводом к тому стали неосторожные высказывания российских деятелей. Так, Дмитрий Медведев накануне встречи обмолвился о более глубокой интеграции России и Белоруссии. Стоит отметить, что в Кремле устами Дмитрия Пескова уточняют: речь идет не о присоединении, а об исполнении положений договора 1999 года «О создании Союзного государства». По нему обе страны должны создать «надгосударственную структуру с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством».

Здесь уместно напомнить, что 2 апреля 1996 года между двумя государствами была достигнута договорённость об образовании Сообщества России и Белоруссии. И уже 29 апреля в Санкт-Петербурге подписано соглашение о Парламентском Собрании. 2 апреля 1997 года в Москве президенты двух стран заключили договор о Союзе Белоруссии и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения наших народов. 23 мая 1997-го состоялось подписание Устава Союза Белоруссии и России. В соответствии с ним в том же году образованы Высший совет и Исполнительный комитет.

В 1997−1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, разрабатываются и реализуются первые программы. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности. 25 декабря 1998 года президенты скрепили своими автографами декларацию о дальнейшем единении, договор о равных правах граждан, соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

8 декабря 1999 года в Москве состоялось подписание договора о создании Союзного государства, была принята программа действий по реализации положений этого документа. 26 января 2000-го договор, после его ратификации парламентами двух стран, вступил в силу.

Дальнейшее формирование Союзного государства поставило ребром вопрос о принятии Конституционного акта, проект которого первый раз должны были вынести на референдумы и в России, и в Белоруссии до конца 2006 года. Предполагалось формирование наднациональных органов власти, избрание президента Союза Белоруссии и России. Именно этот пункт, считают многие эксперты, и стал камнем преткновения. Социологи подсчитали рейтинги, референдум был сорван. Тогда и прозвучала сакраментальная фраза: хотите присоединяться – пожалуйста, шестью областями. С тех пор представители обеих стран регулярно поднимают вопрос о Конституционном акте, готовят его вариации, но сдвинуть проблему с мертвой точки не удается.

На встрече 25 декабря Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились создать двустороннюю рабочую группу из представителей правительства и авторитетных политиков, которой предстоит не просто рассмотреть, а убрать все препятствия на пути интеграции. На переговорах 29 декабря оба президента докладывали о том, что процесс пошел. «Как и договаривались, мы создаем рабочую группу по дальнейшему развитию наших связей в сфере экономики и по другим направлениям. По вашему предложению поработаем в направлении развития наших планов в строительстве Союзного государства», − сказал российский лидер.

Важность встречи отметил и глава Белоруссии: «Действительно, в прошлый раз мы договорились, что серьёзно поговорим о дальнейшем нашем сосуществовании в этом тяжёлом, бренном мире, никуда от этого не уйти и не деться, потому что многие проблемы надо решать на перспективу. Поэтому я действительно это время так же, как и вы, я знаю, работали над согласованием той же группы вопросов, которые нам надо рассмотреть, которые не стояли бы препятствием на пути нашей интеграции... Думаю, что после рождественских праздников – как только наступит приемлемое время, мы готовы, как и россияне, работать. Тем более вопросы все прописаны в Союзном договоре, мы перечисляли их в прошлый раз. И действительно это хорошо, что мы наконец-то подошли к решению».

Прежде чем удалиться для разговора с глазу на глаз, президенты поздравили друг друга, российский и белорусский народы с наступающим. Особый отклик в СМИ вызвал новогодний подарок Александра Лукашенко Владимиру Путину – «самое вкусное... белорусское сало» и четыре мешка отборной картошки.

Владимир Владимирович в свою очередь пригласил Александра Григорьевича сыграть в хоккей на Красной площади в товарищеском матче «Ночной лиги», но тот отказался, сославшись на срочные дела в Минске. И то верно: выйдешь в одной команде с Путиным – злопыхатели скажут «подчинился», сыграешь в команде соперников – неизвестно с каким счетом завершится встреча. Договорились вскоре встретиться и вместе покататься на лыжах.

Но это то, что на виду. Информированные эксперты завершение создания единого государства, равно, как и все интриги вокруг этого, увязывают с 2024 годом, когда Союз Белоруссии и России может возглавить Владимир Путин с учетом интересов Александра Лукашенко. Так или иначе, глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании рабочей группы для обсуждения ключевых аспектов интеграции и спорных вопросов, во главе – министр экономического развития Максим Орешкин.

«Сегодня приходит осознание, что Союзное государство – не только объединение двух стратегических партнеров, − отметил в разговоре с «Военно-промышленным курьером» член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. – Это, прежде всего, духовная близость наших народов, у которых глубокие общие исторические, культурные, религиозные, языковые корни и традиции. Это – символ совместного будущего наших стран. Наши народы связаны между собой не только воспоминаниями о былом величии, но и мечтами о совместном будущем, обилием родственников, которые находятся в соседних республиках. Это порождает уверенность в том, что Союзное государство состоится».

В том же духе высказалась Елена Драпеко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре, заслуженная артистка России: «Объединение славянских государств – то, чего хотят и пристрастно ждут наши народы. Союз России и Белоруссии – один из наиболее обсуждаемых вопросов на разного рода форумах и представительных встречах граждан наших стран. К сожалению, власти запаздывают с референдумом. Конституционный акт о Союзе надо было уже давно принять и воплощать в жизнь. Сегодня задача славян – не только выстоять в час нового глобального передела, но и занять ведущее место в новом миропорядке. Духовная связь поколений и наших народов – важнейшее условие устойчивого развития».

Павел Анохин

Источник: vpk-news.ru