Русские Вести

Куда идёт интернет?


На Западе этим вопросом озадачились раньше, чем в России.

Компания Mozilla выпустила доклад, посвящённый состоянию интернета в 2020 году. Данная практика является обычным явлением для многих компаний, связанных с цифровыми технологиями. Например, We Are Social и Hootsuite также выпускают подобные доклады.

У них и у нас

Нередко в подобных отчётах можно обнаружить политический контекст. Под видом борьбы за права человека продвигаются и навязываются определённые продукты. Через интернет внедряется пропаганда и дезинформация. Хотя даже в западных исследованиях нередко встречаются рациональные зерна, возможность проследить глобальные тенденции.

В России, к сожалению, недостаточно оперативно и всесторонне уделяют внимание развитию киберсреды. Российская ассоциация электронных коммуникаций время от времени выпускала отчёты, посвящённые российскому сегменту сети "Интернет". Но их содержание ограничено. Отсутствует геополитический подход. В других подобных отчётах российских компаний заметны бизнес-интересы спонсоров, преобладает выхолощенный стиль "сухой" статистики.

Основная проблема видится в том, что российские подходы не имеют масштабов, свойственных западным организациям. Даже коммерческие фирмы там всегда уделяют внимание политическим аспектам интернета. А в отечественной среде подобного нет. И это несмотря на то, что западные компании постоянно проводят дискриминационную политику и агрессивный маркетинг в отношении наших граждан, бизнеса и государственных органов.

Видится необходимым создание адекватной площадки отечественных экспертов для постоянного мониторинга, анализа и подготовки регулярных докладов (включая рекомендации для профильных органов власти) по теме развития интернет-среды, где должны подробно освещаться экономические, политические, социальные, технологические, идеологические и религиозные аспекты. Сотрудничество с подобными структурами за рубежом также может быть полезно для более глубокого понимания процессов и прогнозирования.

Ниже для ознакомления приводится текст доклада компании Mozilla.

"Здоровый интернет" возможен

В трудный для всего мира год интернет помогал нам и вредил, как никогда раньше. С завершением 2020 года мы объединяем исследования и истории о том, что можно сделать в будущем.

Оглядываясь назад в 2020 год

В прошлом году, как никогда, здоровье человека было неразрывно связано со "здоровьем" интернета. Это был год, отмеченный потерями и ускоренными изменениями, поскольку глобальная пандемия и климатический кризис затронули всех, но также и углубили неравенство.

По мере того как многие страны вводили запреты и закрывали школы, мы наблюдали масштабные изменения, которые раньше казались невозможными. И без того стремительные темпы цифровой экспансии набирали обороты, пока правительства, чиновники здравоохранения, бизнесмены, начинающие инвесторы (почти все) искали быстрые решения насущных проблем.

Благодаря интернету миллиарды людей смогли безопасно общаться с семьей, работать удалённо из дома, заказывать доставку товаров и услуг и посещать школу. В то же время почти половина населения мира и треть всех школьников, в том числе многие в самых богатых странах, по-прежнему не имеют даже элементарного доступа в интернет, компьютера или смартфона.

Во всем мире пандемия породила бесчисленное множество новых приложений для отслеживания контактов и управления перемещениями людей, а также новые виды использования искусственного интеллекта для принятия решений. Хотя некоторые из этих технологий могут быть надёжными и полезными для предотвращения распространения вируса, нам ещё предстоит осознать всю степень их ограничений и рисков. От недальновидной политики конфиденциальности данных до масштабного отслеживания граждан, работников и студентов пандемическая практика будет иметь последствия для "здоровья" интернета после нынешнего кризиса.

Расплата с техногигантами

Семь компаний, которые сосредоточили в своих руках власть над интернетом и его инфраструктурой, увидели, как их прибыль взлетела до небес, а могущество возрастало по мере того, как глобальная зависимость от "больших технологий" усиливалась с пандемическими блокировками. В то же время политики во многих странах искали юридические способы противостоять антиконкурентной и подрывающей неприкосновенность частной жизни практике.

Технические работники всё чаще подают свой голос, отстаивая этику и права, выступая против недостаточного разнообразия, против контрактов с военными и правоохранительными органами и продолжающегося негативного воздействия на окружающую среду. Все больше информаторов высказывают озабоченность по поводу того, что они видели изъяны системы, но не смогли изменить её изнутри. Работники IT‑индустрии сталкиваются с системами, имеющими низкий уровень защиты и непрозрачные алгоритмы, которые определяют заработную плату и способы работы сотрудников.

Так называемая "обратная реакция" против техногигантов теперь обещает принести плоды – после многих лет расследований нарушений, совершённых платформами социальных сетей. В частности, безудержного отслеживания, некорректной модерации контента, ограниченной прозрачности политической рекламы, вредных рекомендаций, алгоритмической предвзятости, уклонения от уплаты налогов, мошенничества с несовершеннолетними, обвинений в сексуальных домогательствах и многого другого. Во всём мире дезинформация и разжигание ненависти были ускорены как человеческими действиями, так и алгоритмическими рекомендациями – таким образом, чтобы принести пользу группам, направленным на дестабилизацию и поляризацию общества.

Расколотый, но устойчивый

Пандемия стала ещё одним поводом для цензуры независимой журналистики и усиления слежки. Столкнувшись с оппозицией или противодействием, власти во всём мире часто закрывают или ограничивают интернет-соединения, чтобы заставить замолчать независимые голоса и подвергнуть их цензуре. Защитники цифровых прав успешно оспаривают законность ограничений в Камеруне, Индии, Судане, Индонезии и Зимбабве, но ограничения бывает трудно документировать и предотвращать, особенно когда они кратковременны или ограничены отдалёнными регионами.

Так называемый "сплинтернет" уже стал реальностью, когда доступ к большим участкам интернета всё больше ограничивается на уровне стран, чтобы обеспечить больший контроль над сетью. Кроме того, растёт недоверие к тому, что социальные сети и инфраструктурные компании, которые могут быть обязаны правительственным учреждениям, обладают такой большой властью над данными и коммуникациями. В этой новой реальности сохранение основной способности интернета давать различным голосам возможность достигать глобальной аудитории и разрушать барьеры на пути к информации будет иметь решающее значение для сохранения его открытости.

Для миллионов людей VPN-соединения – это единственный способ увидеть большую часть интернета. Анонимность и шифрование, от которых зависят безопасность данных и свобода слова, часто подвергают критике за то, что они способствуют совершению преступлений. Между тем сцены сексуального насилия над детьми и женщинами находятся в открытом доступе на некоторых наиболее просматриваемых и наименее публично изучаемых веб-сайтах интернета. Чтобы интернет был "здоровым", в нём не должны доминировать компании, которые наживаются на злоупотреблениях, насилии, расизме, ненависти или дезинформации. Мы должны продолжать настаивать на том, чтобы интернет-платформы были подотчётны обществу и позволяли развиваться лучшим альтернативам.

Движения и восстания

Тем не менее интернет – это место, где люди собираются вместе и создают движения во имя перемен и солидарности. В 2020 году массовые протесты прошли в Гонконге, Ливане, Нигерии, Чили, Индии, Польше и многих других странах. Люди выступали за демократические свободы и права человека, за экономическую справедливость, защиту от религиозных преследований, за равное обращение с чернокожими.

Особенно в США 2020 год был годом расплаты с расизмом и жестокостью полиции. Для больших и малых технологических компаний 2020 год означал публичное признание (часто под давлением) того, что усилия по достижению разнообразия общества были слабыми. Для защитников цифровых прав и исследователей это усилило внимание к "деколонизации" сферы цифровых прав, а также к сплочению вокруг нынешних и бывших сотрудников технологических компаний, которые подают свой голос, чтобы разоблачить предвзятость и расизм.

Интернет не только используется для организации, наблюдения, информирования, сбора средств и написания кода для поддержки и защиты сообществ: "здоровье" интернета как экосистемы также связано с целями общественных движений во всем мире. Помимо интернета, задуманного корпоративными гигантами, мы должны развивать больше возможностей для онлайн-участия, сосредоточенного на языковом разнообразии, открытом доступе к науке, культуре, знаниям, программному коду, безопасным и защищённым цифровым пространствам для всех.

Поиски равновесия

Противники "здорового интернета" часто также являются его союзниками, в зависимости от контекста. Нам нужно, чтобы правительства регулировали интернет, но не чрезмерно. Нам нужны технологии, чтобы сохранять устойчивость и делать нашу жизнь лучше, но не блокировать конкурентов.

Чтобы вторая половина населения мира вышла в интернет, необходимы государственные инвестиции в инфраструктуру для подключения как сельских, так и городских сообществ, а также политика, направленная на то, чтобы сделать интернет более доступным, включая создание общественных точек доступа в школах, университетах и библиотеках. Повышение качества доступа должно включать поддержку инфраструктуры, принадлежащей сообществам и управляемой ими, наряду с решениями, разрабатываемыми правительствами или крупными телекоммуникационными и интернет‑компаниями частного сектора.

Наступающий год станет годом преобразования того, что мы узнали о больших технологиях (особенно в свете пандемии и изменения климата), в реальные требования реформ и подотчётности по отношению к людям во всех странах. Отчасти это означает обуздание доминирования технологических гигантов, создание соответствующих требований к платформам для сдерживания токсичных информационных потоков и обеспечение соблюдения конфиденциальности данных.

Это также означает более пристальное внимание к корпоративным исследованиям по искусственному интеллекту и к работникам технологических компаний, использующим многие функции, которые способствуют доступности информации для потребителей: модераторам контента, работникам складов, маркировщикам данных, производителям оборудования, литиевым и кобальтовым шахтёрам – "невидимой" рабочей силе, далекой от Кремниевой долины. Уже давно нужно было решить проблему выбросов CO2 из-за огромных энергетических затрат интернета, включая центры обработки данных и машинное обучение ИИ.

Этот год подтолкнул нас к изоляции и саморефлексии. И в этот напряжённый момент мы приглашаем вас исследовать двойственную природу интернета, "здоровую" и "нездоровую". Вместе, с разных точек зрения, мы можем работать на благо людей, а не на извлечение прибыли, а "здоровый интернет" и надёжный искусственный интеллект поставить выше принудительной консолидации и контроля.

Аналитическая группа Катехон

Фото: Сергей Ведяшкин/АГН "Москва"

Источник: old.tsargrad.tv