Русские Вести

«Край далёкий, но нашенский…»


24-25 сентября президент Венесуэлы Николас Мадуро, чьи полномочия до сих пор оспаривают США и ряд их союзников, посетил Россию с рабочим визитом. 

Говоря языком шахмат, сделан «тихий ход», после которого новая диспозиция сил на международной арене стала уже свершившимся фактом. Потому что где сейчас самопровозглашённый и признанный официальным Вашингтоном «временный президент Венесуэлы» Хуан Гуаидо? Может быть, выступает с трибуны Генеральной ассамблеи ООН? Нет, что-то не видно и не слышно. Или же он торжественно, под всенародные аплодисменты, вступает в президентский дворец Мирафлорес, раз «узурпатор и ненавистный диктатор» Мадуро, отправившись в Россию, покинул и это здание, и территорию своей страны? Тоже нет. А что тогда? Получает 52 миллиона долларов американской помощи? Это — да, это — факт. Но это — инерция. А ключевая фигура всей американской авантюры в Венесуэле, её главный «локомотив», советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон — отправлен Трампом в отставку. Сразу после того, как совершил вояж по маршруту Минск—Киев—Кишинёв и не привёз оттуда никаких добрых вестей для Белого дома.

А Мадуро полетел в Москву. Встречался с Путиным, а затем — с «группой российских бизнесменов». Ранее планировалось его участие в работе Валдайского форума в Сочи 30 сентября—3 октября, но, видимо, ситуация потребовала более срочных решений. Активы Венесуэлы за рубежом плотно заблокированы, почти все текущие продажи нефти за доллары с использованием системы SWIFT — тоже. Да, внутриполитическая ситуация в стране улучшается, диалог с оппозицией уже привёл к возвращению проправительственных депутатов к работе в Национальной ассамблее, но социально-экономические проблемы остаются более чем тяжёлыми. Гиперинфляция (в 13700 раз за 2018 год) национальной валюты боливара, безработица, охватившая больше трети (34%) трудоспособного населения, снижение реальных доходов и уровня жизни населения Венесуэлы — даже без американских бомбардировок и бразильско-колумбийского военного вторжения загоняют эту потенциально богатейшую латиноамериканскую страну если не в каменный век, то очень близко к этому.

Как отметил Путин на встрече с Мадуро, в этих сложнейших условиях Россия готова оказать и оказывает официальному Каракасу комплексную помощь, куда входят поставки продовольствия и медикаментов, сотрудничество в сфере энергетики и обороны, инвестиции в венесуэльскую экономику, а также, судя по всему, предоставление дополнительных кредитов и подключение к альтернативной SWIFT системе международных финансовых расчётов. Конечно, для России «тянуть», хотя бы и частично, на себе вовсе не близкую географически Венесуэлу — занятие не слишком благодарное. И оппозиционные вопли: мол, для Мадуро деньги нашли, а для своих пенсионеров нет, — по этому поводу вполне предсказуемы и даже неизбежны. Но раз уж России, защищая свои интересы от притязаний извне, пришлось выйти на уровень глобального противостояния США и их союзникам, то это требует и сил, и дополнительных расходов.

И Венесуэла — вовсе не «чёрная дыра», где любая помощь исчезнет безвозвратно и бесследно. Эта страна обладает крупнейшими в мире запасами нефти, что сегодня, в свете весьма неоднозначных событий в Саудовской Аравии, приобретает особое значение. Не говоря уже про её геостратегический потенциал. При Уго Чавесе она стала и до сих пор продолжает оставаться центром «боливарианского» движения в Латинской Америке, направленного против гегемонии США. За последние годы это движение потерпело ряд серьёзных поражений, среди которых наиболее чувствительными были смена власти в Бразилии, Аргентине и Эквадоре, а также фактическая капитуляция движения FARC в Колумбии. Но сегодня эта организованная и поднятая Вашингтоном «правая волна» начала сходить на нет, и «точкой разворота», похоже, стала как раз неудача попытки проамериканского госпереворота в Каракасе. И Латинская Америка, и весь мир — лишний раз убедились в том, что теперь способность США «проецировать силу» в любой точке земного шара существенно ограничена, а раз так — то их геополитические «акции» переживают серьёзное падение. «Боливарианские» политические силы укрепляют свои позиции по всему латиноамериканскому континенту, даже в Аргентине и Бразилии, а ряд лидеров FARC заявил о возобновлении деятельности этой леворадикальной группировки в Колумбии.

В общем, Венесуэла, как некогда говорил нелюбимый либералами всех стран В.И.Ленин про Приморье, «край далёкий, но нашенский». И в этом свете слова Мадуро о прибытии на «российскую родину» могут объясняться не только случайной оговоркой, эмоциями или неточностями перевода. В конце концов, чем Венесуэла или Сербия хуже Крыма, и где прописан запрет на интеграционные процессы между разными странами мира? Опыт США и Евросоюза нам в помощь!

Источник: zavtra.ru