Казахстан пытается лавировать между Европой и Россией, чтобы самая агрессивная политическая сила мира вновь не подняла кровавую бучу в стране. Но пока дружба "и с нашими и с вашими" выглядит как крен в одну сторону. Почему это происходит и Москва при этом не грозит Астане пальцем, доходчиво объяснил политолог в разговоре с Царьградом.
Недавно казахстанские таможенники изъяли на границе 14 беспилотников, которые направлялись из Киргизии в Россию. Партия стоимостью в 17 миллионов рублей была распродана на аукционе. А фирма, занимавшаяся перевозкой техники, оштрафована.
За что? Ведь это наши войска в январе прошлого года спасли власти Казахстана от банд погромщиков. Даже при поверхностном анализе случившегося становилось очевидно, что события развивались по реализованному Западом украинскому и провалившемуся белорусскому сценариям. Однако впоследствии участников тех кровавых погромов выпустили по амнистии.
А вот общественник Ермек Тайчибеков, который публично высказывал уверенность в том, что Россия и Казахстан должны развиваться в рамках единого цивилизационного пространства, продолжает отбывать срок. Его держат в одиночной камере, где вместо стёкол – дырявый целлофан, в двери большие щели плюс наверху окошечко.
Когда на улице появлялось солнышко, он всегда выходил греться. А когда было прохладно на улице, на прогулке я спрашивал: "Ермек, а что вы не заходите в камеру, на улице же холодно?". А он отвечал: "А у меня в камере намного холоднее",
– сообщил подробности заключения Царьграду его бывший солагерник.
В колонию за обращение к Путину
В полку сторонников единства Русского мира прибыло. Недавно за решётку попали трое русских, проживающих в Казахстане. Все – по схожим мотивам.
Так, за разговор, состоявшийся в чат-рулетке, на пять лет приговором суда были отправлены в колонии жители Уральска Денис Рудный и Кристина Кольченко. В разговоре они упомянули, что "Уральск – это исконно русский город", и назвали казахских националистов "мамбетами" (деревенщиной).
А ещё Денис Рудный сказал:
Если в Казахстане случится ситуация, аналогичная украинской, мы все непременно поддержим русских.
В Петропавловске местная жительница Татьяна в чат-рулетке на вопрос "Кого бы вы хотели видеть президентом страны из всех президентов мира?" ответила: "Путина". После чего как бы обратилась к нему:
Заберите наш Петропавловск к себе, как Крым, и Северо-Казахстанскую область.
За это её посадили на три года за решётку.
Рейд в магазин игрушек
На днях местными властями было сделано заявление:
Необходимо прекратить практику присвоения различным объектам имён деятелей советского периода, биографии которых целенаправленно мифологизируются в угоду чьим-то предпочтениям.
По сути, убирают из топонимов имена героев нашего совместного прошлого, большинство из которых русские. Стоит ли удивляться после этого, что в Астане по доносу одного национально озабоченного блогера в игрушечный магазин нагрянула полиция?
Он увидел на прилавках игрушечные танки с Z-символом и начал кричать, что это "пропаганда и призыв к агрессивной войне". Продавец ответила, что не находит ничего крамольного в букве на машинке. Но после прибытия людей в униформе вынуждена была товар снять.
Экспорт нацизма из США
О том, почему в Казахстане происходят подобные вещи, понятно объяснил политолог, эксперт по СНГ Аслан Рубаев.
– Выходит, Касым-Жомарт Токаев продолжает назарбаевскую политику?
– Он принял эстафету у Назарбаева по выстраиванию, скажем так, многовекторности. По поводу Крыма, отношений с Украиной и советского прошлого Казахстан подал чёткий сигнал и Западу и Москве: "Здесь мы не солидарны с Россией, тут мы будем независимы".
– Ну мы же соседи и друзья!
– Конечно. У Казахстана главные экономические партнёры – это коллективный Запад, Китай и Россия. Астане удаётся успешно зарабатывать на всех. Но после украинского кризиса им нужно было подать чёткий сигнал Западу, что он сам по себе, иначе можно было получить санкции.
В открытую продолжать дружеские отношения с Москвой для Астаны чревато. Но и прерывать связи с нами – очень болезненно, наши страны – партнёры по ОДКБ, у нас самая протяжённая сухопутная граница друг с другом. Да, Россия не даёт финансовых инвестиций в том объёме, в котором даёт их Запад, но наши вливания в Казахстан тоже весьма ощутимы.
– Поэтому Казахстан и пытается продать на Запад антироссийскую позицию…
– … которую сама Россия считает приемлемой. Посмотрите, на высшем государственном уровне никто Казахстану пальчиком не грозит, у нас это делают только журналисты, политологи, депутаты. Это правильно, потому что в самом Токаеве русофобии нет. Ему просто досталась в наследство вся эта многовекторная история.
– Пока действовать по-другому невозможно?
– Повторюсь, Россия не в состоянии платить столько, сколько Запад, чтобы это было ощутимо для Казахстана. С этой точки зрения я призываю не принять Астану, а понять её политическое мышление.
– Но если за насаждаемой в Казахстане русофобией стоит не президент страны, то кто?
– Там сейчас новый посол США Дэниел Розенблюм, который пообещал уменьшить информационное влияние России и Китая в республике. Он так и сказал, что будет очищать Казахстан от "вредоносного влияния". Сам он специализируется на цветных революциях.
После мартовских событий в Казахстан прибыл целый самолёт с американскими политтехнологами, изменения в Конституции принимались под давлением США, всё это укладывается в американскую стратегию создания пояса нестабильности вокруг России. Казахам продолжают прививать мнение, что их общее прошлое с Россией трагично и тупиково, надо от него уходить. Их пугают тем, что в случае успеха спецоперации на Украине Казахстан будет следующим.
Меня это очень печалит, потому что залог успешной политической конструкции Казахстана – это дружба с соседями. И во время трагических событий 2022 года Казахстан за помощью обратился именно к нам.
Что с того?
По мнению Аслана Рубаева, сейчас мировая политика и однополярный мир в своей массе зависят от исхода СВО. Если Россия побеждает, то гегемония США рушится везде. И будет большой передел сфер влияния, сопоставимый с периодом после окончания Первой мировой войны.
Мы уже видим, как экономические и политические центры смещаются в Азию. Сегодня тот же БРИКС может экономически заместить Европу. В этом случае естественно, что лидерство могут перенять Россия и Китай,
– считает эксперт.
Недавно Казахстан пожелал стать евразийским центром с совместными предприятиями по производству электромобилей, локомотивов и прочей техники, а также по освоению месторождений металлов. В данных проектах могут поучаствовать все партнёры республики. Только вот найдётся ли там место русским не как источнику разнообразных преференций, таких как дешёвый бензин, а как ближайшему доброму соседу, культуру и традиции которого уважают?
ВАДИМ ЕГОРОВ
ФОТО: VLADIMIR TRETYAKOV / SHUTTERSTOCK.COM