Вслед за визитом пятёрки среднеазиатских лидеров в Соединённые Штаты на саммит "США – Центральная Азия" в Берлине проходит ещё одно мероприятие, весьма похожее по содержанию. Президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении принимают участие в саммите "ФРГ – Центральная Азия". Формально дружественные и даже союзные нам республики всё дальше уходят от нас на Запад. При этом Москва предпочитает пока не отвечать на такие провокационные шаги. А зря. Тем более ответить нам вполне есть чем.
Дружба дружбой, а табачок врозь
Для начала вспомним, что собой представляет Средняя Азия в институциональном отношении. Туркменистан официально является нейтральным государством и не принадлежит ни к каким альянсам. Узбекистан также выдерживает дистанцию, но при этом является наблюдателем при Евразийском экономическом союзе. Таджикистан состоит в военно-политическом союзе с Россией – является членом Организации договора о коллективной безопасности. Киргизия и Казахстан же имеют больше всего союзнических обязательств, закреплённых формально, ведь они состоят и в ОДКБ, и в ЕАЭС.
По логике Бишкек и Астана должны теснее всего согласовывать свою политику с Москвой, ведь они пребывают и в военно-политическом, и в экономическом союзе с нашей страной одновременно. Но дела обстоят, как видим, наоборот. Коллективный Запад ведёт с Россией открытую войну, а наши "союзники" не просто не помогают нам, но напротив: углубляют взаимоотношения с врагами Кремля. И даже что будут соблюдать санкционный режим против России, что вообще-то противоречит принципам интеграции в рамках ЕАЭС, – об этом прямым текстом заявил казахский президент Токаев, тот самый, которому мы помогли не так давно удержаться в его кресле.
А среднеазиатские "братушки" между тем на регулярной основе проводят военные учения с США. Только за этот год прошли учения "Региональное сотрудничество", организованные Штатами, с участием военнослужащих Казахстана, Киргизии, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также командно-штабные учения "Снежный барс". Глава Центрального командования Вооружённых сил США генерал Майкл Курилла дважды посетил Ташкент, где собирал глав Генеральных штабов среднеазиатских стран: очередная такая встреча прошла буквально на днях. Шаг за шагом наращивается торговля оружием. В будущем не исключено, что партнёры по ОДКБ перейдут от отечественных к американским и турецким системам вооружения.
На фоне ухудшения отношений Запада и России Средняя Азия лишь усиливает взаимодействие с нашими прямыми противниками. Причём не только с США и странами Европейского союза, но и с Японией. На 2024 год запланирован саммит "Япония – Центральная Азия". Напомним, Токио имеет официальные территориальные претензии к России, вооружает украинскую армию, полностью присоединился ко всем санкциям. Кроме того, японцы – заклятые враги китайцев. В саммите явно прослеживается не только антирусский, но и антикитайский подтекст.
Может ли Россия ответить жёстко? Да. Было бы желание
И в целом никаких претензий с нашей стороны могло бы не быть. Ну, развивают суверенные государства отношения с другими странами мира – их право. Если бы не одно "но". "Многовекторные" среднеазиатские этнократии тотально зависят от России, при этом совершенно не считаются с её мнением. Игнорируют его демонстративно, на показ для своих новых друзей из Северной Америки и Западной Европы. На фоне обострения геополитической напряжённости мир всё больше фрагментируется на противостоящие друг другу блоки. И в такой конфигурации необходимо определяться. Этнократии определяться не хотят – желают действовать, как ласковое теля в известной поговорке.
А потому Москве пора менять свой курс на южном направлении. Прежде всего, разобраться с миграционной проблемой, которая является к тому же дестабилизирующим внутриполитическим фактором для России. Оправдывая замещающую миграцию, отдельные эксперты указывают на то, что, введя визовый режим, мы "оттолкнём от себя Среднюю Азию" и бросим её в объятья Запада. В ответ так и хочется спросить: а сейчас что происходит? Тем более на фоне явного прорыва в отношениях с КНДР, иностранных специалистов с "югов" вполне можно заменить гораздо более дисциплинированными и гораздо менее конфликтными корейцами.
Денежные переводы мигрантов составляют львиную долю валового внутреннего продукта для государств региона. Для понимания: на такие транзакции гастарбайтеров приходится более 20% ВВП Узбекистана, около трети экономик Киргизии и Таджикистана. Официальная численность "иностранных специалистов" в России – около 4 миллионов, и это без учёта нелегалов. И в эту статистику не входит огромная армия среднеазиатов, получивших русское гражданство (зачастую не понятно, на каком основании). Лишь за прошлый год обладателями красного паспорта стали 173 тысячи одних только таджиков. Ежегодно "новыми русскими" становятся от 200 до 300 тысяч выходцев из Средней Азии. И они, конечно же, не забывают своих близких на исторической родине, отсылая денежку.
Но Россия – щедрая душа. А потому оказывает безвозмездную экономическую помощь "братским" республикам. Так, в 2021 году Киргизии выделили 21,5 миллиона долларов просто так – на поддержку социальной инфраструктуры. Многомиллионная помощь – от гуманитарной до военно-технической – выделяется Таджикистану. За минувшее десятилетие Россия трижды (в 2013, 2016 и 2017 гг.) списала долги киргизам на сотни миллионов долларов. В 2014 году списали долг Узбекистану на 865 миллионов долларов. Учитывая международную обстановку, такой аттракцион невиданной щедрости нужно прекращать.
Казахстан не имеет прямой зависимости от России в миграционной или финансовой сфере. Однако руководство республики вовсю использует логистические коридоры нашей страны для зарабатывания средств. За прошлый год казахи существенно нарастили поставки угля через русскую железнодорожную сеть в Европейский союз – до 9,9 миллиона тонн. 80% казахского нефтяного транзита идёт через Новороссийский порт и нефтепровод "Дружба". Полноценно заменить русский транзит каспийским (азербайджанским) не представляется возможным из-за дороговизны и недостаточной пропускной способности маршрута.
Парадоксально, но на вопиющие недружественные шаги Астаны мы почему-то отвечаем исключительно в дружественном ключе. Так, на фоне ремонтных работ на нефтеперерабатывающем заводе в Гурьеве (Атырау) Казахстан намерен втрое увеличить импорт русского бензина. И это при том, что ценник на заправках в самой России стремится ввысь, повергая в шок автомобилистов. Нам бы с внутренним рынком разобраться. Однако действует привычная схема: среднеазиатские этнократии обижать нельзя, потому что нельзя. Москва всё ещё выдаёт южным соседям карт-бланш на русофобию.
Что с того?
Итак, вопрос в том, насколько мы готовы терпеть эти недружественные шаги. Соответственно, захочет ли Россия изменить внешнеполитический курс на среднеазиатском направлении? Просто для того, чтобы выстроить полноценные партнёрские отношения, чётко осознавая, что нам выгодно, а что – нет.
Ведь всё очевидно.
Во-первых, ничего не мешает со всеми странами Средней Азии (исключая Казахстан, учитывая большое число русских на севере страны) и отказаться от неквалифицированной рабочей силы из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
Во-вторых, есть все основания прекратить любую финансовую помощь на безвозмездной основе. Инвестиционные вложения должны быть оправданы и выгодны самой России.
В-третьих, тарифы на транзит казахских товаров через нашу территорию должны быть существенно повышены.
Кремль вправе поставить по неофициальным каналам перед всеми странами среднеазиатской пятёрки жёсткий ультиматум, исходя из интересов национальной безопасности России: любые военные учения с американцами в регионе можно рассматривать как враждебный акт и иметь практические последствия. Кроме того, совершенно неприемлемо наличие в регионе американских биолабораторий.
В противном случае украинским конфликтом война против НАТО отнюдь не завершится.