Что ждет русский север: итоги Арктического форума.
В Архангельске завершил свою работу Международный арктический форум «Арктика: территория диалога». Россия, став инициатором диалога по будущему арктического региона, задала повестку дня: мирная и чистая Арктика без конфликтов. Тем не менее, западные участники форума выразили обеспокоенность российским военным присутствием. Уверить их в исключительно мирных целях приехал лично Владимир Путин.
«Принципиально сохранить Арктику пространством конструктивного диалога, созидания и равноправного взаимодействия», - заявил российский президент. По словам Путина, Россия, занимая треть арктической территории, осознает ответственность за ее будущее. Главное, что нужно сделать в Арктике – создавать инфраструктуру, разрабатывать ресурсы и промышленную базу, привлекать человеческие ресурсы и сохранять имеющиеся - как людские в виде коренных народов Севера, так и биологические.
Важность этого региона трудно переоценить. Доля предприятий, работающих в арктической зоне, составляет 10% от ВВП РФ, и их число постоянно растет. Арктика – это не только нефть, газ и природные ресурсы: это и северный морской путь, по которому ежегодно отгружается свыше 1,4 млн тонн. Не за горами то время, когда станет возможным разрабатывать уникальные арктические шельфовые месторождения – и битва за сокровища Арктики будет похожа на новый - и последний - колониальный передел мира.
Жизнь людей
Но, прежде чем использовать эти сокровища в будущем, нужно позаботиться о регионе в дне сегодняшнем. У региона масса проблем, и одной из главных эксперты отметили нехватку человеческих ресурсов. Романтика советского времени, щедро сдабриваемая высокими северными выплатами, почти сошла на нет, и сегодня одними лишь деньгами не уговорить молодежь жить и работать в регионе. Кадры уезжают: многие выпускники северных ВУЗов впоследствии находят себе работу в Москве и Санкт-Петербурге. Глава Министерства образования и науки Ольга Васильева, выступая на форуме, отметила, что для того, чтобы молодые специалисты остались за полярным кругом, нужна инфраструктура – детские сады, центры культурного и социального общения.
Важнейшим элементом инфраструктуры можно назвать транспортную доступность. Владимир Путин поручил правительству разработать не только грузовые пути, но и улучшить транспортные возможности в регионе. Это и новые авиамаршруты, которые свяжут северные города с остальной Россией и другими странами – такими, как Финляндия и Норвегия. Речь идет и о других видах транспорта, в том числе – революционных.
«Мы сегодня стоим на пороге рождения новых видов транспорта и транспортных систем. Давайте предположим за рамками сегодняшней дискуссии: как такой проект, как Hyperloop, изменит подходы к развитию Северного морского пути или железнодорожных веток, которые обеспечивают выход к портам, если технологически и финансово он будет реализован в ближайшем будущем?» - задался вопросом министр транспорта России Максим Соколов, говоря о технологии вакуумных сверхбыстрых поездов, придуманных Илоном Маском.
Россию часто упрекают в чрезмерном военном присутствии в регионе. Это присутствие полностью оправдано, ведь на кону – огромный куш: на дне Северного Ледовитого океана находится столько природных богатств, что их запасы превышают все ресурсы России почти в 2,5 раза. Экономическое противостояние с другими странами арктического региона неизбежно. А его, как известно, лучше подкреплять военной техникой. Российская программа освоения Арктики, как полагают на Западе, даст ей невероятное преимущество, когда изменение климата сделает регион важнейшим местом планеты. Не случайно Россия активно разрабатывает новые виды вооружений, строит ледоколы – например, крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика», построенный всего за 3 года.
Владимир Путин уверил западных коллег: в первую очередь – для России важна безопасность судоходства, а то, что наша страна «делает на островах, на побережье – это носит локальный характер». А вот развертывание американцами системы ПРО на Аляске – уже заявка на глобальное присутствие. Да и другие страны тоже не дремлют.
Экология
До тех времен, когда наши потомки смогут использовать арктические ресурсы, нужно постараться сохранить регион в максимально первозданном виде. Кстати, как заявил спецпредставитель президента России по вопросам экологии и транспорта Сергей Иванов, вооруженные силы России как раз очень способствуют решению экологических проблем в Арктике. «Генеральная уборка» региона, объявленная еще в 2010 году, велась в том числе средствами и силами Министерства обороны РФ.
Экологическая тема традиционно одна из важнейших на Арктическом форуме. Деятельность человека по добыче ресурсов наносит непоправимый вред окружающей среде. Глобальное изменение климата, которое, с одной стороны, сделает регион более доступным, с другой – может изменить его навсегда. Например, при потеплении приводит к увеличению количества насекомых, а это, в свою очередь, приводит к сокращению поголовья оленей, которым моркаша серьезно докучает, плюс из-за потепления меняются маршруты миграции оленей, что, в свою очередь, сильно бьет по промышленному оленеводству.
Примечательно, что лишь экологическая тема заставляет все страны, заинтересованные в разработке арктических богатств, смотреть друг на друга как на партнеров. Например, совместно с норвежцами Россия мониторит выбросы в атмосферу на металлургических предприятиях. Невозможно заставлять бизнес заботиться об экологии одними лишь штрафами: важно менять саму культуру бизнеса, прививать экологическую ответственность и инвестировать в удачные проекты по переработке вредных отходов. Например, серу, побочный продукт производства нефти и газа, охотно закупают в Китае – главное, правильно выстроить логистику.
Правда, прилагаемых усилий пока недостаточно. Гости форума даже пошутили, что полярные льды растают куда быстрее, чем страны региона договорятся-таки о сотрудничестве.
Всего за два дня работы форума «Арктика – территория диалога» в нем приняли участие свыше 1,5 тысяч человек, включая глав государств России, Финляндии и Исландии. Форум является одной из ключевых площадок для обсуждения проблем и перспектив арктического региона и проходит уже в четвертый раз.