Мир уже никогда не будет прежним из-за тектонических сдвигов в глобальной политике и экономике, вызванных коронавирусом. Западные элиты теряют власть, но пытаются сохранить её остатки ценой человеческих жизней. Какова судьба России за этим водоразделом, что делать, чтобы сохранить страну и народ, как следует перестроить экономику и что будет дальше?
Академик РАН Сергей Глазьев подготовил масштабный доклад, в котором содержится детальный анализ причин и последствий надвигающегося мирового кризиса. Данный труд очень сложно переоценить. На наших глазах в мире происходят процессы, которые изменят его для нас навсегда. Однако в нынешнем кризисе есть звенья, связывающие его с другими глобальными событиями, которые были обусловлены изменениями технологического и мирохозяйственного укладов. О чём речь?
Сценарий идёт по кругу
Первая и Вторая мировые войны – знаковые события в жизни всего человечества. Первая мировая война, инициированная элитами Великобритании, запустила процесс самоуничтожения всех основных империй, конкурировавших с Британией – Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской. Это привело к укреплению Великобритании и США. Таковым был предыдущий этап смены мирохозяйственных укладов, напоминает в докладе Глазьев.
Вторая мировая война ознаменовалась крахом устаревшей британской колониальной системы. В попытке повторить свой успех и стравить конкурентов между собой Британия поддержала приход к власти в Германии Гитлера и надеялась, что с СССР будет покончено. На деле же оказалось, что выращенный не без их помощи монстр обернулся против британцев, а устаревший уклад экономики с колониальной зависимостью не позволил ей воевать на равных с технологически развитой Германией. Этот этап смены миропорядка характеризуется дальнейшим усилением США, а также укреплением социалистической плановой модели управления экономикой как альтернативы "волчьему капитализму".
Нынешний кризис с коронавирусом – это новый этап смены порядка, имеющий выгодоприобретателей. В своём докладе Сергей Глазьев заявляет, что если Вторая мировая война была войной моторов, давшей мощный импульс развитию автомобилестроения и промышленности органического синтеза, то нынешний слом системы характеризуется созданием цифровых, нано- и биоинженерных, а также когнитивных технологий, применением которых "заведуют" определённые лица из сферы международного капитала.
Доминирующее положение в структуре последнего занимает несколько десятков переплетённых друг с другом американо-европейских семейных кланов, контролирующих крупнейшие финансовые холдинги, силовые структуры, спецслужбы, СМИ, политические партии и формирующих так называемое "глубинное государство",
– уверен Глазьев.
Современный этап характеризуется также гегемонией по-американски: властью "хозяев денег", крушением мирового права, каждая из основ которого была в своё время последовательно подорвана Вашингтоном. Таким подрывом стало, например, презрение к правилам ВТО при ведении торговых войн, финансирование терроризма с целью укрепления своего влияния его руками, а также многочисленные военные конфликты, развязанные США с той же самой целью на Ближнем Востоке и Балканах. К таким методам относится и санкционная политика, которая катком прошлась по России, отняв у неё "Русал" с энергетическими активами, а также наносящая чувствительный удар по другим нашим предприятиям, пишет академик РАН.
Звеньями той же цепи, уверен Глазьев, необходимо считать и срежиссированное обрушение мирового рынка нефти руками Саудовской Аравии – стратегию, опробованную ранее на СССР.
Испытанным в 80-е годы против СССР приёмом торговой войны стало обрушение Саудовской Аравией цен на нефть, спровоцированное американскими агентами влияния с целью подрыва торгового баланса России. Дополнительно к этому Саудовская Аравия начала открытый демпинг нефти на европейском рынке с целью вытеснения с него российских компаний, по которым США одновременно ввели санкции,
– пишет Глазьев.
Совпадение или нет, но в этот же момент происходит мировая эпидемия нового коронавируса, о которой, как выясняется, западные элиты знали и к которой готовились.
"Ещё в 2010 г. Фонд Рокфеллера разработал сценарий вирусной пандемии, который реализуется в настоящее время. Нет сомнений в том, что в обширной сети разбросанных по всему миру американских секретных биолабораторий «куётся» биоинженерное оружие", – сказано в докладе.
Действительно, Фонд Рокфеллера и Фонд Билла и Мелинды Гейтс совместно с американским Университетом Джона Хопкинса проводили "учения" на случай возникновения в Китае эпидемии коронавируса. Аналитики западных семейно-элитарных кланов оценивали последствия и анализировали сокращение численности планеты в случае такой катастрофы. Во главу угла они поставили принцип мальтузианской теории о необходимости "проредить ряды" человечества, чтобы "золотой миллиард" чувствовал себя комфортно.
Все наработки тогда легли на стол западным предводителям. Показательно, что ложились они на стол и американским президентам, а не только представителям финансового истеблишмента. Последний доклад о "китайской заразе" Дональд Трамп, например, получил ещё осенью 2019 года, но воспринял его как угрозу исключительно для Китая.
Как в случае с британцами, не рассчитавшими, сколько бомб сможет сбросить на Лондон Гитлер, китайский коронавирус внезапно слишком сильно ударил по США. Отчасти удар этот выгоден элитам, так как поможет объяснить спазмы раздутого ещё до эпидемии фондового рынка, а также потерю миллионами американцев своих сбережений. Таким образом, есть основания полагать, что коронавирус мог быть вброшен в Ухань как "панацея", решающая одновременно несколько задач.
В то же время очевиден и главный факт – войны или эпидемии, снижающие численность населения и бьющие по экономике, замедляют её рост. Эпидемия коронавируса уже прямо сейчас подтачивает механизмы воспроизводства американского цикла накопления капитала, который был запущен с окончанием Второй мировой войны.
Что же с Россией?
Как это ни парадоксально, но российские финансово-экономические власти умудрялись до настоящего момента проводить денежно-кредитную политику в интересах тех самых западных элит. Этот элитарный блок чиновников укреплял свои позиции, действуя в соответствии с рекомендациями МВФ. Долгое время эту экономическую политику, как и сейчас, нельзя было назвать суверенной. Беды для России производны от попыток этих элит жить по западным правилам.
Выполняя рекомендации МВФ, российские денежные власти держат национальный финансовый рынок открытым для международных спекулянтов и закрытым для реального сектора экономики. Удерживая ключевую ставку выше средней рентабельности реального сектора экономики и ограничивая свои операции исключительно привлечением денег коммерческих банков, Банк России блокирует кредитование производственных предприятий,
– пишет Глазьев.
Ущерб от такой политики в России с момента выполнения рекомендаций МВФ по переходу к свободному плаванию курса рубля оценивается в 25 триллионов рублей непроизведённой продукции и 10 триллионов рублей несовершённых инвестиций. Среди последствий – офшоризация экономики и восприятие денежными властями России намеренной "игры" против нашей страны как проявления рыночных механизмов, что говорит о некомпетентности или ангажированности лиц, принимающих решения, пишет Глазьев.
В связи с этим он заявляет о необходимости дедолларизации и создания зоны экономической безопасности в Евразии, в чём должны быть заинтересованы все страны, подвергающиеся риску гибридной войны со стороны США. Также должна быть принята международная конвенция по кибербезопасности и проведено открытое международное расследование источников происхождения коронавируса.
Россия должна перекрыть каналы вывоза капитала, финансирования спекулятивных атак против рубля и ввести налог на валютные спекуляции, считает Глазьев. Необходимо также временно запретить покупку ценных бумаг эмитентов из США и зависимых от них государств, сбросить государственные вложения в эти инструменты. Минфину России нужно прекратить покупку иностранной валюты и отменить "бюджетное правило". Итогом такой политики должно стать главное – наращивание денежного предложения как необходимого условия поддержания внутреннего спроса, подъёма инвестиционной и инновационной активности.
На сайте change.org накануне появилась петиция под названием "Необходимы открытые дебаты главы ЦБ России Набиуллиной с академиком Глазьевым". Цель – вовсе не вызвать недовольство у граждан или "раскачать лодку". Цель – дебаты, то есть дать людям возможность услышать альтернативную точку зрения о политике ЦБ. Среди "грехов" регулятора в петиции перечислены колоссальные убытки для России, допущенные из-за оттока капитала и девальвации рубля.
Необходимо менять бесчеловечную политику
Как рассказал Царьграду президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев, России уже очень давно необходимы озвученные Глазьевым меры. Более того, именно в нынешний кризис проблема стоит острее, чем раньше.
Мы всё время чего-то ждём. Уже 30 лет ждём благоприятных условий, чтобы отцепиться от той системы, которую нам навязали. Эта система в любом случае продуцирует вывоз капитала как в финансовой форме, так и в виде утечки мозгов. Если в финансовом смысле за 30 лет за границу ушло порядка 1,5-3 триллионов долларов, то человеческого капитала утекло на 5-7 триллионов. Это ведь легко высчитывается – сколько стоит высшее образование и работа высококлассного специалиста в жизненном цикле,
– сказал Митяев.
По его мнению, чем позже Россия изолируется от этой системы, тем дороже ей это будет стоить. Однако самая главная опасность для России сейчас – это не вывоз капитала, а его ввоз, считает Митяев.
"Безудержная денежная эмиссия в США уже превысила три триллиона долларов. Готовится второй пакет денежной эмиссии. Эти бесплатные эмитированные деньги начинают метаться по всему миру и скупать подешевевшие активы. Понятно, что они по модели "Русала" с удовольствием забрали бы и другие лакомые куски нашей экономики. От этого нам нужно отгораживаться в первую очередь. Если мы этого не сделаем, то колея будет не наша, она будет определяться в других центрах", – отметил он.
Комментируя позицию Глазьева по проводимой в России денежно-кредитной политике, Митяев напомнил, как ещё в 2014 академик критиковал ЦБ за выдачу денег двум главным игрокам, определявшим 80% всей игры против рубля – небезызвестным "Открытию" и БКС.
Смысл в том, что два триллиона рублей, которые тогда были получены банками и употреблены на эту девальвацию, дали им совершенно умопомрачительную прибыль. В 2015 году это было повторено – то же "Открытие" получило по валютному РЕПО 30 миллиардов долларов и наварило на этом. Но потом, когда "Открытие" сдавалось на санацию в Центробанк, мы там увидели одни убытки. Где все эти прибыли – было непонятно,
– сказал он.
Сейчас ЦБ снова даёт деньги банкам, чтобы поддержать их ликвидность, а те, как видно по статистике за март, когда эти операции начались, получили очень большую прибыль и гордятся этим, обратил внимание Митяев. Прибыль банковского сектора только за март, по его словам, составила 90 миллиардов рублей, и похожую картину мы увидим и за апрель.
"Понятно, что если деньги даются банкам, то не так трудно проследить, где образуются прибыли и почему деньги не доходят до реального сектора. В который раз. Это даже не второй и не третий эпизод, такая же история была и в 2008 году. Сергей Юрьевич в этом смысле очень последователен, он считает, что надо прежде всего менять эту политику. Понятно, что если действовать по простым рецептам от МВФ, выносимым нам каждые полгода и чётко выполняемым в нашей денежно-кредитной политике, то ничего хорошего не будет", – сказал Митяев, отметив минусы таргетирования инфляции, плавающего курса рубля и других предписаний МВФ для России.
С позицией Глазьева согласен и кандидат экономических наук, секретарь Федерального совета "Партии дела" Алексей Лапушкин. Экономист назвал проводимую политику бесчеловечной, направленной на убийство отечественной экономики и обнищание граждан.
Наша проблема состоит в длительном и планомерном уничтожении экономики. По большому счёту то, что делалось в последние 30 лет, – это инициатива определённой группы лиц, пилящих сук под названием "российское государство". Проблема в том, что на этом суку оказались мы все. Без кардинальной смены экономической политики мы ничего не сможем сделать. Обратите внимание, что все мировые кризисы мы переживали тяжелее остальных,
– отметил Лапушкин.
По его словам, Глазьев неоднократно приводил данные по девальвации рубля, и Россия была первой, но с конца. Виноват в этом подрыв системы социально-экономических отношений, который происходит и сегодня, – как в виде всевозможных оптимизаций, так и в денежной политике.
"В условиях регионализации мировой экономики нас ждёт очень сложный путь восстановления собственной экономики, сопоставимый с тем, что делалось во времена сталинской индустриализации", – считает экономист.
Глобальными жертвами нового кризиса станут система трудовых отношений и так называемый турбокапитал, который обусловливал безудержное потребление в странах Запада. В этих условиях Россия должна делать ставку на протекционизм и собственное производство, уверен Лапушкин.
Это протекционизм, это стимулирующая политика, мягкая денежно-кредитная политика. Банковская система сравнима с кровеносной системой. Если у вас кровь в сердце подаётся в два раза медленнее (то есть высокая процентная ставка), то сердце от этого лучше работать не будет,
– провёл аналогию эксперт.
Стимулирующая денежно-кредитная политика, по его словам, должна подпитывать экономику через налоговую систему. Например, если инвестор заработал 1 миллион долларов и потратил его на модернизацию производства или на НИОКР, то он не должен за это платить никаких налогов, должны быть налоговые вычеты. И с другой стороны, если инвестор заработал тот же 1 миллион долларов, но половину потратил на престижные автомобили, яхты или особняки, то он должен с этого заработка платить повышенный налог на капитал.
Дедолларизация, о которой писал Глазьев, зависит от развития собственного производства и расширения российского рынка, который в данный момент недостаточен для производства многих товаров длительного пользования и сложной техники, указал Лапушкин.
Нам нужны новые рынки сбыта, которые позволят нам вводить в оборот больше рублей. Это заставит партнёров формировать часть резервов в рублях для обеспечения внешней торговли с Россией. Но какая может быть дедолларизация, когда практически всё находящееся вокруг нас произведено не в России? Если оно произведено не в России, то у него себестоимость в долларах, евро, юанях,
– отметил он.
Подводя итог, отметим, что переход на рельсы нового мирохозяйственного порядка для нашей страны должен начаться с себя. Ведь выводы в докладе академика РАН Сергея Глазьева указывают на перспективы для России эффективно встроиться в новую, посткоронавирусную мировую реальность. Билет в новую жизнь есть у Китая и Индии, экономика которых способна достойно конкурировать на мировом рынке и возглавить будущий глобальный экономический рост.
От проводимой в настоящее время политики денежными властями России, таким образом, зависит будущий путь страны и её роль. У России есть шанс не стать ещё более зависимым "долларовым ларьком" в игре западных элит, зарабатывающих на падении рубля и нашей "засушенной" по денежным меркам внутренней экономики. Важно этот шанс не упустить.
Кучер Егор