Постоянная реклама беззаботной жизни взаймы, с внушительной чередой рекламирующих ее отечественных «мегазвёзд» — С. Безрукова, С. Гармаша, В. Машкова, К. Хабенского, И. Урганта и иже с ними — звучит весомо, и признаки «звёздного» таланта просматриваются. Да и платят им за такое творчество по расценкам, что называется, «вам и не снилось»...
Однако тем самым государство вместо того, чтобы предоставить реальные возможности рядовым россиянам нормально зарабатывать, получать достойные пенсии и пособия, не бояться сиюминутых увольнений или сокращений зарплат, фактически способствует дальнейшей закредитованности подавляющей части своих сограждан. Хотя бы потому, что рекламируются не новые рабочие места и профессии с гарантированными занятостью и зарплатой, хотя бы приближенной к нынешним ценовыми реалиям, а, так сказать, лёгкость бытия...
Почти все телеканалы страны — центральные и региональные, заполонила «звёздная» реклама кредитов и смежных заимствований. Которые, оказывается, предоставляются банками на «сверхльготных условиях». Причем всё более льготных с каждым часом...
В то же время, по мнению Максима Нестеренко, креативного директора рекламного агентства «Приор», «в России, где до 90% населения фактически находится за чертой бедности, появление в рекламе людей, добившихся успеха и богатства, часто вызывает не восхищение и уважение, а злость и зависть». Как не согласиться с таким мнением? Тем более что «дальнейшее снижение реальных доходов населения может привести к тому, что в 2021 году часть заемщиков будет массово банкротиться», — прогнозирует директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. Причем последствия этого «будут наиболее ощутимы в социальном плане, так как закредитованность растёт у наименее обеспеченных слоёв населения».
Эксперт «БКС Мир инвестиций» Егор Дахтлер тоже полагает, что «рост числа заемщиков с тремя — даже с четырьмя и более кредитами будет, скорее всего, расти и впредь». Ибо, по его мнению, отрицательная динамика реальных доходов населения по итогам 2020 года, скорее всего, сохранится и в первом полугодии 2021-го.
По последним данным, суммарный долг по кредитам (включая кредитное покрытие прежних кредитов) в среднем на одного трудоспособного жителя РФ достиг к весне 2021 г. почти 270 тыс. руб. — против 227 тыс. в декабре 2019-го.
Реальные кредитные условия за 2019-21 гг. более чем у 80% банков страны стали хуже для заёмщиков. Для 70% закредитованного трудоспособного населения выплата кредитных сумм от 90 тыс. руб. и выше (включая процентные платежи) к настоящему времени невозможна без новой кредитной кабалы.
Реальные же доходы большей части россиян продолжают падать, точнее обесцениваться. В том числе и потому, что власти уже не первый год отказываются поддерживать платежеспособность рубля в отношении инвалют. Отсюда частые «обвалы» валютного курса, что автоматически увеличивает оптовые и розничные цены, тарифы на всё и вся. Ибо все расценки в стране издавна привязаны к валютному курсу рубля.
Зарплаты же в большинстве производственных отраслей и соцпособия если иногда и растут, то растут, мягко говоря, «символически». А, по сути, сокращаются из-за постоянного удорожания товаров и услуг — то есть, ввиду падающей платежеспособности рубля.
Но всё это — не помеха для ежечасной, и притом всё более убогой рекламы кредитов для сограждан. И кредиты эти, по мнению рекламщиков, оказывается, чуть ли не безвозмездные. Хотя давно известно, что обещаемые «сверхльготные» их условия, как и покупки в кредит, имеют мало общего с реальными условиями предоставления заимствований.
Потому тем более прискорбно участие «звёзд», авторитету которых многие доверяют, в таких примитивных сюжетах-роликах. Хотя сами они вряд ли пользуются теми кредитами, которые рекламируют.
Гонорары же, как известно, за такую рекламу как минимум полторы тысячи долларов или евро за трехминутный «кредитно-сюжетный» ролик. Вот бы такие беспроцентные займы, а лучше — зарплаты с пенсиями навязывать бы остальным россиянам!
А вообще-то — впору пожалеть и наших «звёзд». Если б не такие ролики, на что им, малоимущим театральным талантам, выживать? Так и хочется попросить перечислять им «вспомоществование», чтоб не унижали они свою «звёздность».
P.S.
На портале «Милосердие. ру» немало документированных историй, как банки завлекают доверчивых сограждан в долговую яму. Ибо не раскрывают ВСЕХ кредитных условий и ВСЕХ последствий просрочек платежей по кредитам. А на портале «Zen.yandex.соm» аналитики и очевидцы подробно разбирают, какими бывают хитроумные "накрутки" по реальным платежам за льготные банковские карты — кредитные или на покупки. Мониторят реалии в этой сфере почти во всех субъектах Федерации.
Игорь Леонов