Русские Вести

Золотой рубль: лукавая идея


Сегодня многие ностальгически вспоминают золотой рубль Сергея Витте, который произвели на свет в 1897 году. Других пленил золотой червонец наркома Григория Сокольникова середины 1920-х годов.  Звучит громко — золотой рубль. Хотя как раз опыт использования «золотой валюты» в нашей стране показывает, что игры с золотым тельцом заканчиваются весьма плачевно и даже трагически.

К сожалению, в нашей литературе крайне редко можно найти серьёзный анализ последствий введения золотого рубля тогдашним министром финансов С. Ю. Витте. Напомню, что российский рубль во второй половине XIX века вовсю гулял по европейским биржам и был любимой «игрушкой» для валютных спекулянтов в Берлине, Париже и других европейских финансовых столицах. Ещё предшественники Витте - министры финансов Николай Бунге и Иван Вышнеградский предлагали укрепить рубль, сделав его золотым. Но для этого требовался солидный золотой запас, которого у России не имелось. Хотя Россия и являлась золотодобывающей страной, однако для создания необходимого запаса надо было копать и промывать драгоценный металл в течение нескольких десятков лет.

Другим источником пополнения золотого запаса мог стать экспорт зерна. Вышнеградский бросил клич: «Не доедим, но вывезем». Лозунг влиятельного министра принялись практически реализовывать. Россия ради «светлого золотого будущего» начала недоедать, а иногда даже голодать. Однако и этого явно не хватало чтобы сделать рубль устойчивой валютой. Третьим и самым главным источником пополнения золотой казны Российской империи стали золотые кредиты. А кто мог предоставить золото на возвратной и платной основе? Всё те же Ротшильды, которые после Наполеоновских войн сосредоточили в своих руках большие запасы «жёлтого металла». И чтобы этот металл «работал», то есть приносил проценты, необходимо было насадить в мире золотые стандарты.

Первой золотой стандарт приняла Великобритания (1821 год). После того как Бисмарк в 1873 году ввёл во Втором рейхе золотую марку, процесс введения золотых стандартов пошёл лавинообразно. Кстати, именно с 1873 года в Европе началась Великая депрессия, которая продолжалась 23 года. Связь между введением золотых валют и экономическим спадом оказалась очевидной.

Россию насильственно втянули в «золотой клуб» в конце XIX века. Для нашей страны золотой стандарт явился особенно неподъёмной ношей, поскольку покрытие рубля золотом приближалось к 100%  - выше, чем в других странах Европы. Россия постоянно задыхалась от нехватки денег, на её шее находилась «золотая удавка». Чтобы хотя бы немного её ослабить, проводилась политика привлечения иностранного капитала, фактически привлечения в страну валют стран золотого стандарта. Промышленность и банковский сектор оказались под контролем иностранцев.

По объёмам производства многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Россия перед  Первой мировой войной занимала 4–5 места. А вот по величине внешнего долга вышла на первое место в мире. Золотой рубль считался очень «твёрдой» валютой, хотя парадокс заключался в том, что обеспечивался он долгами, но не золотом. Даже золото в хранилищах Государственного банка было заёмным. Страна стремительно теряла свой суверенитет, превращалась в колонию Запада. Вот какой оказалась цена золотого рубля Сергея Витте! Министр действовал неосмотрительно, по крайней мере, не по-государственному.

Да и во всём мире золотой стандарт оказался недолговечным. В начале Первой мировой войны европейские страны вынуждены были приостановить действие золотого стандарта (был прекращён размен бумажных денежных знаков на металл). После войны его восстановили лишь в некоторых странах (Великобритании и Франции), причём в усечённом виде (так называемый золотослитковый стандарт). Валюты разных стран сохраняли свою связь с золотом опосредованно — через размен на доллар США, британский фунт, французский франк. К середине 1930-х годов в условиях экономического кризиса золотой стандарт был полностью демонтирован.

Самая последняя версия золотого стандарта — золотодолларовый стандарт, который установили семьдесят лет назад на Бреттон-Вудской конференции. Связь мира денег с золотом обеспечивалась через размен доллара США на «жёлтый металл», запасы которого в Америке после войны достигали 70% мировых резервов (без СССР). Но менее чем через три десятилетия золотодолларовый стандарт прекратил своё существование,  связь мира денег с золотом прервалась и оно превратилось в обыкновенный биржевой товар.

И отечественный, и мировой опыт показывает, что золото является крайне неважным средством поддержания стабильности денежного обращения. С лёгкой руки Д. Рикардо, К. Маркса и других ангажированных экономистов XIX века возник миф, что «жёлтый металл» — самый идеальный эквивалент стоимости. Кроме того, прирост золотых запасов всегда отстаёт от роста экономики или, по крайней мере, от возможностей роста. Поэтому золото как деньги достаточно быстро начинает действовать в качестве тормоза экономического развития. Золотой стандарт нужен лишь тем, у кого много «жёлтого металла» и кто готов давать его взаймы. Хозяева золота при этом богатеют, весь остальной мир приходит в упадок.

Напомню, что в середине 1920-х годов в СССР также витали идеи сделать наш червонец золотым. В итоге он стал золотым лишь номинально, то есть обеспечивался золотом и также другими ценностями, однако на металл бумажный знак червонца не разменивался. Тогдашний нарком финансов Григорий Сокольников заявлял, что советский золотой червонец будет обращаться на всех валютных биржах мира. Этого наркома некоторые льстиво даже называли «вторым Витте». В партии и правительстве в те времена шла острая борьба вокруг проблемы конвертируемости бумажного червонца в золото. Размена червонца на золото так и не наступило. Стала формироваться денежная система принципиально иного типа. Внутри страны обращались бумажные денежные знаки — банкноты и казначейские билеты. Бумажные деньги дополнялись безналичными деньгами, которые обслуживали сферу производства. В сфере внешних расчётов действовала государственная валютная монополия, а рубль для внешних операций не использовался.

Благодаря той денежно-кредитной системе, которая сложилась в СССР к началу 1930-х годов, нам удалось провести индустриализацию. До начала Великой Отечественной войны было построено почти 10 тысяч предприятий. Между прочим, Запад в 1930-е годы экономических санкций против СССР не отменял. В условиях санкций СССР использовал для закупок машин и оборудования продажи золота на мировом рынке. При этом страна наращивала запас золота как стратегического ресурса в свете надвигавшейся угрозы войны. Согласно некоторым источникам, этот запас накануне войны превысил 2 тысячи тонн.

Одно дело — накопление и использование драгоценного металла как стратегического ресурса, другое дело — введение «золотой валюты», привязка национальной денежной единицы к запасу «жёлтого металла». Если первое оправданно и необходимо для обеспечения экономической независимости страны, то второе может привести страну к финансовому закабалению и катастрофе. Впадать в зависимость от золота опасно. Об этом свидетельствует как мировой, так и отечественный опыт. Опасно, когда золото становится не средством, а целью, неким универсалом, божеством, к пьедесталу которого мы вынуждены приносить жертвы.

Валентин КАТАСОНОВ, д.э.н., профессор

Источник: www.promved.ru