Европейский союз приступил к началу реализации «зеленой сделки» — экологической программы, направленной на радикальное сокращение масштабов загрязнения окружающей среды. В нее входит ряд мер, которые, как предполагается, помогут выйти на нулевой уровень загрязнения к 2050 году: декарбонизация, инновации, переход на возобновляемые источники энергии и экологически чистое топливо. Однако их претворение в жизнь грозит социально-экономическим кризисом в странах Прибалтики и Восточной Европы. Под ударом находятся Польша и Эстония, которые уже пытаются остановить ход событий.
12 декабря 2019 года Европейская комиссия опубликовала 24-страничный документ, в котором изложены основные направления The European Green Deal, или «зеленой сделки», как его еще называют. В нем говорится, что «зеленая сделка» — это «новая стратегия роста, направленная на преобразование ЕС в справедливое и процветающее общество с современной, ресурсоэффективной и конкурентной экономикой, где к 2050 году не будет нетто-выбросов парниковых газов и где экономический рост не будет зависеть от использования ресурсов».
Проще говоря, «зеленая сделка» — масштабная экологическая программа, главной целью которой является достижение нулевого уровня загрязнения окружающей среды.
Для этого к 2050 году планируется сократить общие выбросы парниковых газов на 90% по сравнению с их текущим объемом. Чтобы достигнуть заявленной цели, в документе намечено осуществление ряда мер.
Как известно, больше всего загрязняет природу транспорт, и потому в документе ему уделяется особое внимание. 75% внутренних перевозок в ЕС, осуществляемых автомобильным транспортом, к 2050 году должно быть переведено на железнодорожные и внутренние речные пути.
Кроме того, в Европейском союзе собираются прекратить субсидирование ископаемого топлива на уровне отдельных стран содружества, главным образом авиационного и морского. Вместо этого основную ставку собираются сделать на электромобили: уже к 2025 году в ЕС должна быть развернута вся необходимая инфраструктура для 13 млн электрокаров.
Говорится и об искусственной стимуляции перехода на экологически чистые виды топлива посредством нормирования максимально допустимых уровней выбросов автотранспортом в атмосферу углекислого газа (экологический стандарт «Евро-7»).
Далее идут инновационные исследования в части накопления и сохранения электроэнергии.
Евросоюз заявил о поддержке сразу двух проектов, главной целью которых является достижение ЕС лидирующих позиций в мире в сфере разработки инновационных технологий накопления электроэнергии (литиево-ионных аккумуляторных батарей).
Отдельное направление программы — разработка природоохранного законодательства. Здесь речь идет о повышении энергоэффективности зданий и сооружений, постепенном сокращении предельно допустимых уровней выбросов CO2 и взимании многомиллионных штрафов за их нарушение. Уже в марте 2020 года в ЕС собираются принять European Climate Act, в котором все это будет подробно прописано.
Также европейцы собираются реализовать стратегии Farm to Fork и Biodivercity Strategy. Первая нацелена на оказание всяческого содействия тем фермерским хозяйствам, которые отказались от использования в своей повседневной деятельности удобрений и пестицидов. Вторая же призвана сохранить биологическое разнообразие на территории ЕС.
Результатом всех предпринятых усилий должно стать возникновение в ЕС так называемой «циркулярной экономики» — экономической системы, направленной на максимальное сокращение всех видов и типов отходов. А в идеале — вообще безотходное производство.
Но чтобы достигнуть хотя бы показателей, намеченных на 2030 год, потребуется, по оценкам Еврокомиссии, выложить 260 млрд евро в год. А к 2050 году ожидается, что эта сумма вырастет в 2 раза: до 576 млрд евро в год.
Европейские чиновники настроены оптимистично и уверены в том, что «зеленая сделка» не окажет особого негативного влияния на жизнь ЕС. Валдис Домбровскис, вице-президент Европейской комиссии, в своих интервью делает акцент на возможных положительных результатах «сделки», заявляя, что «будет расти число вакансий в "зеленых" отраслях, свет увидят проекты, которые позволят сделать переход к чистой энергетике финансово приемлемым».
Однако далеко не все разделяют подобный оптимизм, и есть отчего.
По мнению ряда экспертов, реализация «зеленой сделки» может серьезно подорвать всю финансовую систему Европейского союза.
Дело в том, что президент Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) Кристиан Лагард активно лоббирует идею выпуска «зеленых облигаций» для привлечения средств от бизнеса с гарантиями для инвесторов от Европейской комиссии и государств — членов ЕС.
Но, по словам профессора Мюнхенского университета Ханса-Вернера Синна, эти гарантии могут быть легко отозваны, и покрывать все риски по ним будут вынуждены простые налогоплательщики.
Подобная поддержка «зеленых облигаций» способна серьезно ослабить способность ЕЦБ управлять денежно-кредитной политикой, что в перспективе может стать спусковым крючком для серьезного финансового кризиса.
Еще большую озабоченность все эти планы вызывают у стран — экспортеров сырья и энергетической продукции в Европейский союз, в том числе и членов ЕС.
Известно, например, что основным экспортным товаром той же Эстонии является горючий сланец, из которого она производит электричество, с поставками последнего в ЕС. Но это производство очень грязное: оно дает 70% выбросов парниковых газов, которые ЕС уже к 2030 году собирается сократить на 50%.
Эстонии «зеленая сделка» грозит ликвидацией сланцевой промышленности, потерей тысяч рабочих мест и другими негативными последствиями и в итоге — социальным взрывом.
Уже сейчас эстонский государственный энергоконцерн Eesti Energia из-за удорожания квот на CO2 вынужден сокращать производство электричества из сланца и отправлять сотрудников в принудительные отпуска. Европейский союз обещает компенсацию в 125 млн евро, но, по мнению правительства Эстонии, этого недостаточно.
Аналогичная ситуация возникает и в Польше, которой из-за планов ЕС по «декарбонизации» придется расстаться с мощной угольной отраслью, от которой зависит 80% энергетики страны. Потребуются переориентация производств, переквалификация сотрудников и налаживание новых транспортных потоков.
По оценкам польского правительства, на это нужно 578 млрд евро, которых у него нет.
Пострадают и простые налогоплательщики: большие расходы на климат неизбежно вызовут рост налогов, что грозит социальными потрясениями.
Так что «зеленые» реформы не будут легкой прогулкой для руководства ЕС и управленческих структур. Скорее всего, они станут проверкой на прочность, итоги и цену которой мы узнаем уже скоро.
Максим Майоров