Ориентированные лишь на извлечение прибыли, зарубежные собственники выставляют необоснованно высокие счета за свои услуги, но об этом как-то не принято говорить.
Теплоснабжение всегда было у нас притчей во языцех. Трубы рвались и раньше, в советское время, рвутся и теперь, в сильные холода и летом. И ничего с этим не поделаешь. Тепловое хозяйство, доставшееся новым собственникам еще с советских времен, требует все большего вложения сил и средств. Причем речь идет не на миллионы, а на миллиарды, а то и триллионы рублей.
Котельные вместо ТЭЦ
После того, как все ТЭЦ с легкой руки Анатолия Чубайса вывели на оптовый рынок, ни один регион теперь не заинтересован в снижении расхода топлива на электричество и на тепло. Даже в Москве, когда самая современная Коломенская электростанция была остановлена, растопили котельные. Производство тепла в нашей стране стало одним из самых затратных в мире.
– Если построить одну ТЭЦ то можно закрыть 4–5 котельных. Потому что ТЭЦ – это и тепло, и электроэнергия. При этом удельный расход топлива ниже в два раза, а затраты на производство тепла по сравнению с котельной ниже примерно на треть. И такие же показатели по выбросам в атмосферу, – говорит Виктор Кудрявый бывший заместитель министра энергетики РФ.
Вместо того, чтобы развивать это реальное, наиболее приоритетное направление модернизации ЖКХ и электроэнергетики, перейти на единый цикл генерации тепла и электроэнергии, в регионах решили избавляться от теплового хозяйства как от страшной обузы, передавая его в руки собственников.
За приватизацию теплосетей проголосовал горсовет Калининграда. Отдать все тепловое хозяйство под приватизацию готовятся в Саратове. Стало известно, что в администрации города Воронежа приступили к разработке пакета документов по передаче в концессию муниципального казенного предприятия «Воронежтеплосеть». Системой теплоснабжения Екатеринбурга заинтересовались немцы.
Ни для кого не секрет, что после приватизации РАО ЕЭС России часть мощностей бывшей естественной монополии оказалась в руках иностранных компаний. Проблема привлекла к себе внимание миллионов россиян после того, как интернет взорвали сообщения о том, что все системы теплоснабжения городов Западной Сибири проданы финской компании Fortum. Так вот, за разработку единой схемы теплоснабжения Тюмени финны потребовали от городских властей сумму, превышающую годовой бюджет столицы Западной Сибири.
Аппетиты инвестора
О требованиях российской дочки финской компании Fortum депутаты Тюменской городской думы узнали на одном из февральских заседаний, когда вице-спикер муниципального парламента Николай Романов объявил запрашиваемую иностранцами сумму 17 млрд рублей. Причем без учета инфляции. Если учесть, что цифра эта превышает бюджет города, то каждый житель Тюмени, включая стариков и младенцев, должен оплатить ушлыми бизнесменам примерно по 25 тысяч рублей. Согласиться на кабальные условия иностранцев город должен до мая, как пишут местные газеты. А пока монополист избегает контакта с городскими властями.
В сложившейся ситуации народные избранники видят, прежде всего, системную проблему. «На улице кризис, все держат цены, как могут, но только не сетевые компании, принадлежащие западным бенефициарам, высасывающим последние соки из наших нищающих граждан и планомерно приводящие свои тарифы к мировым. Почему администрация идет на поводу у сетевых компаний, обслуживающих ее муниципальные сети, мне не понятно. Как разорвать порочный круг и стать администрации города хозяином положения, а не служанкой на чужом, прозападном празднике жизни? Мы заложники или заложники не мы?» — задается риторическим вопросом депутат Тюменской городской думы Игорь Ракша.
И действительно, о чем думали власти, когда отдавали контроль над системами жизнеобеспечения российских городов собственникам из-за рубежа? Не окажется ли регион в заложниках у иностранной компании?
Понятно, что любая компания, в том числе и иностранная, стремится построить свою работу так, чтобы «приносить акционерам значительную добавленную стоимость». Но почему обогащать далеких финских акционеров должны жители Тюмени и других российских городов, причем от мала до велика, платить им дань, как оброк Золотой Орде? Ответ на этот вопрос надо искать в истории российской приватизации в целом и электроэнергетики в частности. Некогда единая система – РАО ЕЭС России – в результате приватизации была разделена, а ее генерирующие мощности поделены между четырнадцатью ТГК – Территориальными генерирующими компаниями. Они-то и были проданы с молотка, в том числе иностранцам.
Тюмень оказалась в кабале, из которой власти теперь и не знают, как выбраться. Депутат Тюменской областной думы Тамара Казанцева, ставшая свидетелем перемен, случившихся после перехода к финнам контроля над энергетическими активами региона, утверждает, что главное условие продажи тепловых мощностей – отказ от сокращения персонала новым собственником – выполнено не было. Число ее подопечных аппаратчиков уменьшилось вдвое. После того как Казанцева, работник с 30-летним стажем, вступилась за уволенных, начальство решило от нее избавиться, пришлось написать заявление по собственному желанию. Теперь она с грустью наблюдает, как иностранный собственник «поставил на счетчик» жителей Тюмени.
Ситуацию усугубляет тот факт, что, по словам известного экономиста Михаила Делягина, компания Fortum принадлежит государству. Правительство Финляндии владеет контрольным пакетом — 50, 55 процента ее акций. Это, по мнению Делягина, красноречиво характеризует всю российскую приватизацию. Ее идеологи публично объявляли частную собственность более эффективной, чем государственная. На деле государственные активы продавались «кому угодно, лишь бы не народу России, в том числе и иностранным государственным предприятиям».
Таким образом, нельзя исключить вероятности использования финской государственной компании Fortum для прямого нанесения ущерба России, использования ее как инструмента экономической агрессии в ближайшем будущем, а возможно, уже и сейчас, – особенно с учетом того, что она является третьим по величине иностранным инвестором в энергетику России.
Поздно спохватились
Обращает на себя внимание, что Fortum, практически монопольно владеющая теплоэлектростанциями в Западной Сибири, всего лишь третья по значению иностранная экономическая сила. Существуют и более крупные владельцы наших энергоресурсов, управляющие нашей энергетикой из-за рубежа. Объемы вторжения их в российскую энергетику еще более масштабны. Но их имена по понятным причинам не разглашаются. Вот почему вновь и вновь возникают предложения о возврате государству общенародной собственности, отчужденной без его на то согласия. Сделать это можно, внимательно вчитавшись в условия инвестиционных договоров, многие пункты которых на самом деле не соблюдаются.
Похоже, правительственных чиновников напугал масштаб проблемы. Как стало известно, Минстрой РФ в вопросе разработки тюменской схемы теплоснабжения встал на сторону региона.
Конфликтная комиссия при федеральном ведомстве признала, что действующий проект документа приведет к необоснованному росту тарифов, негативным бюджетным последствиям, а также излишнему теплосетевому строительству.
Федеральные чиновники согласились, что существующий проект Fortum ориентирован на максимальное увеличение прибыли компании за счет бюджета и потребителей. Кроме того, возможны изменения в системе отбора единой тарифной организации с тем, чтобы не допустить подобных ситуаций в будущем.
Так или иначе, проблему зарвавшихся иностранцев, ставших владельцами российских энергетических активов, придется решать, и не только в Тюмени. Организаторы новой волны приватизации объясняют недоумевающему народу, что частник, скупив убыточные объекты жизнеобеспечения, никуда не денется. Его заставят работать по строго установленным правилам, не задирать цены на тепло, провести реконструкцию теплотрасс.
Несчастная собственность
В некоторых заявлениях региональных руководителей угадываются мотивы разрушения империи РАО ЕЭС России, осколки которой сегодня пытается собрать государство. Разукрупненная энергетика «салютует» ростом тарифов.
Реформа электроэнергетики с треском провалилась, ни одна из заявленных целей не достигнута: потока частных инвестиций не получено, не произошло ни стабилизации, ни остановки роста цен, рыночные механизмы не запущены, продолжает расти износ системы. Не забыты приморский энергокризис, якутская и уральская аварии, не имеющая аналогов авария с полным разрушением мощного энергоблока в Московской области (г. Кашира) и беспрецедентная межсистемная энергокатастрофа в ОАО «Мосэнерго», которая коснулась шести миллионов человек в пяти регионах. К подобным последствиям может привести потеря управления тепловым хозяйством и передача его кусков в частные руки.
Продажа имущества, как и смена собственника предприятия, во всем мире считается нормальным явлением. Но во многих странах она строго упорядочена. И только у нас приватизация строится по принципу лишь бы поскорей избавиться от всего, что тяготит бюджет.
При покупке недвижимости частник ставит свои условия, которые нередко расходятся с интересами государства, и их, как ни странно, принимают.
Счетная палата не раз предлагала правительству РФ на новом этапе приватизации ввести в законодательство норму, позволяющую собственникам имущества компенсировать в договорном порядке, не дожидаясь судебных решений, ущерб, нанесенный государству в связи с невыполнением ими инвестиционных программ. Тогда у новых собственников и не будет возникать соблазна потрошить как кур доставшиеся им предприятия, превращая их собственность из частной в несчастную. Но на такую меру чиновники почему-то никак не могут решиться.
Ошибки приватизации 90-х повторяются до сих пор, и никто не стремиться их исправлять. За это время у нас так и не появилась обоснованная программа приватизации с расчетами, прогнозами, стратегическими целями и задачами, увязанная с ходом реформ. Потому и продажа государственного имущества идет хаотично, а стратегически важные предприятия, здания, сооружения зачастую за бесценок достаются тем, кто в ущерб стране привык выкачивать из них максимальную прибыль.