Совсем недавно мы рассказывали о предложении главы ФАС, Игоря Артемьева, «уничтожить госкорпорации», что якобы должно привести к «улучшению конкуренции». Автор строк высказал тогда сомнение в том, что став частными, «Росатом», «Ростех», «Роснано» и прочие холдинги смогут эффективно противостоять западным транснациональным корпорациям, прежде всего, американским, за спиной которых стоит Вашингтон. Не прошло и нескольких дней, как жизнь все расставила по своим местам.
Читатели «Репортера» разделились в своих оценках данной публикации. Большая часть читателей негативно отнеслась к самой идее приватизации ведущих технологических предприятий страны, но прозвучали и комментарии откровенно либерального толка. Фрагмент одного из них, касающийся перспектив отечественного авиапрома после возможной приватизации в конкурентной борьбе с американским «Боингом», процитируем:
История Boeing - полностью частная, без малейшей доли государства, насчитывает 100 лет развития, множество взлетов и падений, в том числе - и падений по причине "участия" парламента США (в 1934 году). И в России не будет толку до тех пор, пока государство не перестанет "участвовать" в развитии бизнеса.
Для справки, «Боинг» имеет два главных подразделения: гражданское Boeing Commercial Airplanes и военно-космическое Integrated Defense Systems. Корпорация является одним из столпов американского ВПК. ВТО в ходе расследования установила, что Boeing с 1992 года получил от правительства США «скрытых субсидий» на сумму в 29 миллиардов долларов. Гранты, полученные от Пентагона и НАСА, шли, в том числе, на проектирование гражданских лайнеров, разработку новых компонентов и композитных материалов. Кроме того, корпорация получила серьезные налоговые льготы, для нее была снижена экспортная налоговая ставка.
Ровно тем же занимается и главный конкурент Boeing, европейский холдинг Airbus, который имеет военное подразделение Airbus Military. Всемирная торговая организация выявила помощь авиапроизводителю в размере 18 миллиардов долларов в виде ссуд с процентной ставкой, установленной ниже рыночного уровня. Кроме того, Airbus получил финансовую помощь от ряда государств ЕС, т.н. launch aid, «на запуск новых моделей» в размере еще нескольких миллиардов долларов.
Такой вот весь из себя «эффективный частный бизнес», де-факто плотно сидящий на шее у государства. Но этого мало, за спиной у данных ТНК стоит Вашингтон и Брюссель, прямо лоббирующий их интересы. Сейчас мы расскажем, как западные корпорации при помощи своих властей решают вопросы с конкурентами.
В частности, в России разработан собственный среднемагистральный лайнер МС-21. Самолет объективно хороший и перспективный, вполне на уровне с американскими и европейскими аналогами. Именно поэтому ему сразу же в колеса начали вставлять палки. Да еще как.
Во-первых, Минфин США наложил запрет на поставки в Россию композитных материалов, необходимых для изготовления его крыльев. Тем самым, сроки запуска лайнера были сорваны и серьезно сдвинуты.
Во-вторых, теперь под удар попал проект создания отечественного авиадвигателя ПД-14. Эти силовые установки должны будут устанавливаться на лайнеры вместо американских Pratt & Whitney PW1400G. По запросу США, в Италии накануне был арестован топ-менеджер «ОАК», Александр Коршунов. Россиянин курировал проект ПД-14 и организовывал консультации с иностранными специалистами, среди которых были бывшие и действующие работники GE Aviation, итальянского подразделения американской корпорации General Electric. Вполне нормальная деловая практика была названа промышленным шпионажем.
Вот и конкурируйте потом на мировом рынке, с его «невидимой рукой», с западными ТНК и их кураторами в Вашингтоне и Брюсселе. Искренне заблуждающимся либералам, если таковые вообще есть, пора бы уже избавиться от опасных иллюзий.
Сергей Маржецкий