Я много раз объяснял, что главные задачи, которые поставил МВФ перед денежными властями России и которые они в поте лица выполняют, две: максимальный запрет на рублёвые инвестиции в страну и максимально не допускать ограничений на валютообменные операции (вывод капитала). С чувством глубокого удовлетворения могу отметить, что эти задачи «наши» денежные власти выполнят качественно, о чём, в частности, отрапортовал Центральный банк.
По его данным от 11 ноября чистый отток капитала из России в январе-октябре составил 65,7 миллиарда долларов, увеличившись в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствует предварительная оценка ЦБ.
Отметим, что здесь постарался ЦБ, а Минфин работает в другом направлении – максимально увеличивает налоги, недоплачивает бюджетные деньги бюджетополучателям (больше триллиона за прошлый год) и выводит за рубеж государственные доходы. В частности, хочет увеличить долю Фонда национального благосостояния с 7% ВВП до 10%. Во всяком случае, именно такой закон рассматривает в настоящее время ГосДума (которая уже много лет поддерживает Минфин во всех его начинаниях).
Отметим, что какая-то работа, всё-таки идёт. Раньше, скорее всего, все деньги ушли бы на Запад без всякой компенсации, а сегодня в проекте закона написано, что они могут быть направлены на инфраструктурные проекты. Могут, впрочем, это не значит, что будут, поскольку тот же Минфин (как и ЦБ и некоторые другие их сторонники) лягут костьми, чтобы этого не случилось. Но, как я уже неоднократно отмечал, Мишустин с частью правительства старается ситуацию изменить.
К слову, меня часто критиковали, когда я писал о работе руководства нового состава правительства, что я уж за слишком мелкие результаты его, Мишустина, хвалю. Но пресловутый закон говорит о том, в какой атмосфере Мишустин стал работать и в какой продолжает. В нашем правительстве по прежнему колоссальное количество людей, для которых желание МВФ намного важнее, чем интересы России. И каждый шаг на вкладывания хотя бы рубля в российскую экономику приходится совершать через колоссальное противодействие.
Кто-то скажет, а почему тогда всех врагов не убрать, сразу и немедленно? Мне всегда нравились такие решения, типа: «а давайте соберёмся все хорошие и убьём всех плохих!» Сказать легко, сделать значительно труднее, эти люди сидели в управлении экономикой и финансами около 30 лет и глубоко эшелонировано вплелись в систему государственного управления. Они не просто занимают многие должности, они выполняют массу функций, которые так просто не бросишь, они умеют подкупать и подставлять тех одиночек, которых бросают на амбразуру (то есть менять их нужно сразу всей командой, целиком, по одному не получится), они свои принципы легализовали в колоссальном количестве документов. Их даже обвинить в чём-то сложно, поскольку они тут же предъявят сотни официальных документов, в которых все их действия одобряются, а их критики названы людьми пустыми и безграмотными.
В частности, например, на сегодня в стране нет ни одного экспертного института, который бы использовало правительство, который бы не возглавлялся бы системными либералами. И это уже очень много лет, с начала 2000-х. Не удивительно, что каждый шаг в сторону от позиции МВФ вызывает резкую атаку на тех, кто его совершает. Кстати, экономические СМИ тоже, во многом, либералы контролируют.
Так что не нужно преуменьшат работу нового руководства правительства. Другое дело, что, конечно, процесс отказа от либеральной политики нужно ускорять. Ну так давайте в этом правительству похожем, хотя бы увеличением критических статей в адрес руководства ЦБ и Минфина.
Михаил Хазин