Русские Вести

За мусор будем платить банку


Ни для кого не секрет, что мусорный бизнес – один из самых криминальных в отечественной экономике. По степени произвола он может соперничать разве что с беспределом в лесной отрасли. Тарифы на вывоз и переработку в буквальном смысле берутся с потолка. В этот один из самых непрозрачных видов бизнеса решил вклиниться и глава Сбербанка Герман Греф, который "засунул свой нос" практически во все сферы нашей повседневной жизни – от образования до доставки продуктов.

Господин Греф в очередной раз показывает, что является циничным бизнесменом, который решил совершить очередной кульбит и опустошить наши кошельки. Глава Сбера мимоходом попросил федеральное правительство о небольшом одолжении – включить платёж за мусор в единую квитанцию за ЖКХ, чтобы увеличить собираемость данных платежей.

Для этого Греф просит Минстрой, Минприроды и Минфин рассмотреть возможность изменения федерального законодательства и подзаконных актов для централизованного выставления счетов населению и юридическим лицам за услуги ЖКХ, включая твёрдые коммунальные отходы (ТКО).

В Минприроде уже заявили, что они "поддерживают инициативу Грефа по внесению платежа за мусор в единую квитанцию вместе с другими жилищно-коммунальными услугами", пишет РБК. Чиновники этого министерства уже заявили, что из-за пандемии платежи от населения и предприятий за вывоз и переработку мусора резко сократились. То, что бизнес и население оказались из-за весеннего карантина в полном дерьме с точки зрения доходов, никому особо не интересно. В качестве "оперативных мер по повышению собираемости платежей" за мусор глава Сбера Греф предлагает сделать обязательным указание единого лицевого счёта, присвоенного помещению в государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ.

Кроме того, Греф предлагает ввести административную ответственность за неуказание таких данных. Процитирую главу Сбербанка: "Указанные меры позволят плательщикам вносить все платежи за жилищно-коммунальные услуги одновременно даже при отсутствии некоторых платёжных документов и повысят собираемость". Как думаете, почему Греф так озаботился "мусорными" вопросами? Ответ очевиден – Сбербанк "содействует созданию устойчивой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами" и уже одобрил финансирование пяти проектов по переработке отходов на сумму в 14 млрд рублей, в т. ч. и с иностранным участием. Мусор для Грефа – это бизнес, окупаемость которого будем обеспечивать мы с вами из собственных кошельков. Но Сбер получит прибыль не только от инвестиций в мусорные проекты, но и напрямую от увеличения собираемости коммунальных платежей с населения и бизнеса. На банки приходится около 70% этого рынка, где львиная доля приходится на Сбербанк.

Таким образом, Греф получил двойной эффект от своей небольшой просьбы по включению платежей за мусор в единую квитанцию. Однако если предметно проанализировать ситуацию с реализацией т. н. мусорной реформы в России, то приходишь к неутешительным выводам.

Надзорные мероприятия выявили системные нарушения при переходе регионов на новую форму обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Вопреки требованиям закона, половине субъектов региональные операторы не обеспечивали своевременный вывоз отходов. Не ликвидировали несанкционированные свалки. В трети субъектов эксплуатируемые коммерческими структурами полигоны не соответствуют экологическим и санитарным требованиям. Органы местного самоуправления повсеместно устранились от создания и содержания мест накопления отходов. О состоянии законности в данной сфере проинформирован президент РФ,

– сообщил в июне этого года генеральный прокурор России Игорь Краснов.

О том, что ситуация в сфере обращения с отходами в России, несмотря на мусорную реформу, остается неблагополучной, а в каждом третьем регионе близка к критической, говорит и последний отчёт аудиторов Счётной палаты. По их данным, в России перерабатывается не более 7% отходов, свыше 90% по-прежнему отправляется на полигоны и свалки.

"Мы сталкиваемся с тем, что многие региональные операторы уже сейчас испытывают экономические сложности при исполнении своей непосредственной функции. Я думаю, что многие просто выживают. Выживают тем путём, что так или иначе пытаются сократить самые затратные вещи. То есть вывоз где-то отходов – он может быть не ежедневный. Да, ругать региональных операторов за то, что регион за это время не подготовил объекты для захоронения… Я не говорю сейчас ни про утилизацию, ни про обработку – это всё космические термины, их надо оставить пока в прошлом, вернее, для будущего. То есть у нас не хватает простых объектов, нулевого цикла строительства, грубо говоря, полигонов для захоронения, которые невозможно построить за год, за два. Это целый круг прохождения административных, бюрократических препятствий", – говорит директор оператора из Нижегородской области "Реал-Кстово" Артём Патрин.

Ситуацию с полигонами Счётная палата назвала "близкой к критической": при текущих темпах роста объёмов ТКО в 32 регионах мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них – до 2022 года. Возможностей создать новые полигоны у большинства регионов уже нет. Ранее "Коммерсантъ" сообщил, что 11 российских регионов оказались на грани "мусорного" коллапса: места на легальных свалках хватит менее чем на год. Среди этих территорий – Камчатка, Бурятия, Якутия, Забайкальский и Краснодарский края, а также Омская и Волгоградская области.

Возвращаясь к Грефу, который пока просит, но думаю, что скоро будет требовать включения платежей за мусор в единую квитанцию за ЖКХ – этот деятель, по всей видимости, специально обходит тему тарифообразования в России. Народ, который понимает, что они берутся от фонаря, требует перерасчёта. Однако не всегда это у него получается.

"Вы приходите. У вас там в платёжке написано. Вы говорите: а почему я столько плачу? Вам говорят: потому что у вас такой норматив накопления. Первый ответ будет. А вот когда вы спросите: а почему у меня такой норматив накопления? – вам скажут: я художник, я так вижу. И это вам скажут региональные власти. Мы же проверяли эту историю, наш комитет проверял. Они в части регионов не проводили даже замеры. Они должны были круглый год замерять, сколько каждый человек на каждой конкретной территории производит мусора. Печное у него отопление – у него будет один объём накапливаться, потому что он всё в печку, всё в компостную яму, всё скотине скормил. А если он живёт в многоквартирном доме на первом этаже, над супермаркетом, там другой норматив накопления. Потому что ему каждую виноградину завернут в килограмм полиэтилена. А у нас в части регионов установлены плоские нормативы накопления. Это значит, что в частном доме в глухой деревне, куда вообще мусоровоз не доезжает, будут платить столько же, сколько тот человек в областном центре, живя на крыше супермаркета" – рассказал глава комитета Госдумы России по экологии Владимир Бурматов.

Инициатива Грефа только на первый взгляд безобидна. Подумаешь, платёж за мусор включить в единую квитанцию за ЖКХ. Он преследует конкретные цели, которые обернутся для него дополнительной прибылью. Однако данный "невинный" шаг приведёт к очередному удару по уровню доходов российских домохозяйств. Особенно на фоне криминальных схем, которые реализуются в этой отрасли отечественной экономики. Недопустимо, чтобы граждане и бизнес оплачивали хотелки банкиров и чиновников, которые запороли очередную реформу, но которые хотели бы в этой "мутной воде" знатно "порыбачить" за наш с вами счёт.

Юрий Пронько

Фото: Софья Сандурская/АГН "Москва"

Источник: nsk.tsargrad.tv