В Латвии разыгрался скандал – выходящая на местном телеканале TV3 программа Nekā personīga («Ничего личного»), специализирующаяся на разного рода разоблачениях, уличила Министерство сообщения страны в том, что данное ведомство обратилось к Москве с просьбой остановить падение транзитного грузопотока через эту прибалтийскую республику. После этого латвийским чиновникам пришлось объясняться с населением – так что же, Россия больше не враг? Как объяснили латышам, враг-то враг, но даже с врагом можно вести кой-какие дела, связанные с заработком денег. Принципы – принципами, а заработать на презираемой и ненавидимой России – для Латвии дело привычное.
Латвийский транзит пребывает сейчас в крайне плачевном состоянии. Россия много лет строила свои собственные порты на Балтике – и в последнее время это начало давать зримый эффект. Те грузопотоки, что ранее двигались через Прибалтику, идут теперь через Усть-Лугу и другие российские гавани в Финском заливе.
В октябре 2020-го была обнародована информация, что в латвийских портах за девять месяцев текущего года перевалено 33,197 млн тонн грузов – что на 29,7% (14 млн тонн) меньше, чем за соответствующий период 2019 года.
Данная статистика очень напугала латвийские власти – в условиях разрушения унаследованной от СССР крупной промышленности транзит оставался одной из крупнейших статей доходов Латвии.
И сейчас этот доход был бы как нельзя более кстати – в условиях системного кризиса, охватившего экономику страны из-за Covid-кризиса и связанного с ним карантина. Однако, сейчас чиновникам латвийского Минсообщения остается лишь плакать, глядя на свежие цифры.
Как свидетельствуют данные, больше всего за девять месяцев года через Латвию перевалено сыпучих грузов – 15,48 млн тонн (минус 41,4% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом). В том числе перевалка угля составила 3,031 млн тонн (минус 77,7%), зерна и продуктов из него – 3,848 млн тонн (плюс 3,2%), щепы – 1,484 млн тонн (плюс 8,1%), химических грузов – 1,424 млн тонн (минус 17,6%). Перевалка наливных грузов в латвийских портах за девять месяцев этого года составила 8,8 млн тонн (минус 20,2%). Большую их часть составили нефтепродукты – 8,311 млн тонн (минус 19,9%). Генеральных грузов перевалено 8,916 млн тонн (минус 8,9%), в том числе контейнерных – 3,479 млн тонн (минус 4,4%), лесоматериалов – 2,785 млн тонн (минус 15,5%).
Больше всего грузов за девять месяцев этого года перевалил порт Риги – 17,598 млн тонн (минус 26,4% по сравнению с тем же периодом 2019-го). Грузооборот порта в Вентспилсе составил 9,639 млн тонн (минус 41,9%), гавани в Лиепае – 4,686 млн тонн (минус 11,8%). Малые гавани в этом году в целом за девять месяцев перевалили 1,273 млн тонн грузов, что на 10,2% меньше, чем за соответствующий период 2019 года.
Оборот «Латвийской железной дороги» (ЛЖД) за девять месяцев текущего года составил 103,839 миллиона евро, что на 25,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Прибыль компании за отчетный период равна нулю. Объем грузоперевозок ЛЖД за девять месяцев 2020 года сократился на 14,192 миллиона тонн, или на 44,9% – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было перевезено 31,643 миллиона тонн грузов. «С учетом снизившегося объёма перевозок железная дорога закончит год с убытками», – говорится в отчете госкомпании. Там в течение всего года громко жалуются, что не в силах обеспечить собственное финансовое равновесие, поскольку не имеют денег даже на поддержание инфраструктуры.
При этом латвийских портовиков и железнодорожников особенно пугает снижение поставок угля на главный терминал, предназначенный для этого вида топлива, возведённый на острове Криеву в Риге. Там из запланированных в среднем 118 вагонов в сутки принималось всего 39. Всего же в порты Латвии должны были прийти 850 вагонов, а вместо этого среднесуточный показатель составил 724 вагона. Оказавшись в таких условиях, латвийские железнодорожники воззвали к России за помощью.
В распоряжение телепрограммы Nekā personīga попало письмо, которое свидетельствует о том, что «Латвийская железная дорога» продолжает с надеждой посматривать в сторону России. Это послание отправил помощнику министра транспорта РФ Юрию Петрову заместитель госсекретаря Министерства сообщения Улдис Рейманис.
И Петров, и Рейманис состоят в межгосударственной рабочей группе, занимающейся вопросами транспорта.
В своем послании латыш жалуется российскому коллеге, что существующая ныне длительная бюрократическая процедура таможенного оформления «драматически» уменьшает объем грузов, идущий через латвийскую границу. Соответствующая схема заключается в том, что сначала клиент размещает заказ. Затем список заказов обрабатывается структурой РЖД «Центр корпоративных транспортных услуг», потом согласовывается Минэкономразвития и Минтрансом – а после следует окончательное заключение РЖД. «Так, в октябре российская сторона не согласовала 94% от запрошенного количества угольного груза – клиенты хотели получить в порты Латвии более 4800 вагонов с углем, но было согласовано только 279. В ноябре не было согласовано 100% запрошенного объема, что означает полное прекращение доставки угольных грузов», – рассказали в латвийской телепередаче. Там утверждают, что ранее стороны заключили неформальный договор о том, что россияне не будут препятствовать грузопотоку в порты Латвии – ради «поддержания единой инфраструктуры железнодорожной сети и возможности использования резервных мощностей». И теперь латыши чувствуют себя обманутыми.
Ещё одно письмо в российские госструктуры подготовили латвийские бизнесмены, чья деятельность завязана на порт в Риге. Но до адресатов это послание так и не дошло, так как его заблокировали в МИДе Латвии. Чиновники сочли, что письмо составлено в недопустимо униженном тоне и роняет достоинство латвийского государства. В связи с этим экс-президент Латвии Валдис Затлерс (возглавлял государство с 2007-го по 2011 г.) выступил с разъяснением. Он объяснил латвийским предпринимателям и общественности, что унижения не помогут им в любом случае. Россия уже как минимум в течение пятнадцати лет осуществляет политику строительства своих портов на Балтике и, разумеется, стремится обеспечить их максимальную загрузку. В таких условиях проси – не проси, всё бесполезно: Россия не станет приносить свою экономику в жертву интересам соседнего недружественного государства.
Ситуацию в насмешливом тоне прокомментировал в своем телеграм-канале российский сенатор и телеведущий Алексей Пушков. «За что боролась Латвия, на то и напоролась. Не так давно посол Латвии в Москве написал письмо на канал ТВЦ, в котором критиковал мою программу за сгущение фактов и доказывал, что дела с загрузкой мощностей рижского порта и железных дорог обстоят не так уж плохо, и даже хорошо, несмотря на сокращение грузопотока из России. Теперь выясняется, что "Постскриптум" с его скептической оценкой был ближе к истине.
Латвия так упорно, настойчиво и демонстративно рвала все связи с Россией, с таким упоением нападала на нас в ОБСЕ и ПАСЕ, так увлеченно вкладывалась в любую затею западного альянса, нацеленную на ухудшение отношений с Москвой, что Россия должна была на это отреагировать – и начала реагировать задолго до украинского кризиса. На что рассчитывали в Риге – непонятно.
Полагаю, просто не думали о последствиях своей политики и риторики. И получили то, что не могли не получить. Если же у латвийских министров и экономистов есть вопросы, пусть адресуют их главе МИД Латвии Эдгару Ринкевичу – горячему стороннику политической войны с Россией. Может быть, он найдёт грузы для латвийских железных дорог и рижских портов», – с иронией пишет Пушков.
С острой критикой государства выступили в Латвии и некоторые местные политики. Особенно не сдерживался в выражениях Андрей Элксниньш – бывший мэр Даугавпилса, ныне депутат тамошнего самоуправления. Надо иметь в виду, что в этом городе находится мощный железнодорожный узел, включающий в себя вокзал, депо, локомотиворемонтный завод и крупную товарную станцию. Многие горожане работали на железной дороге и потеряли свои места. «В течение этого года в Латгалии – в городах Резекне и Даугавпилсе без работы остались почти 300 сотрудников железной дороги. Ещё полторы сотни будут уволены до конца года. По всей стране в 2020-м ЛЖД прекратит трудовые отношения с 1500 сотрудниками. Нынешние сокращения на "железке", обрушение транзита, отказ от планов на европейские деньги модернизировать даугавпилсский железнодорожный узел, вынужденная мера по вливанию в основной капитал ЛЖД более 30 млн евро налогоплательщиков – все это последствия латвийской "истории успеха" по построению отношений с самым большим нашим соседом, являющимся одновременно и самым близким и большим рынком сбыта, самым крупным поставщиком транзита, энергоносителей, товаров, инвестиций и прочего», – пишет Элксниньш в соцсети Facebook.
Он напоминает, как шесть лет назад, едва ли не опередив весь остальной Евросоюз, правящие элиты Латвии поспешили ввести все возможные и невозможные санкции против «кровавого путинского режима», который сразу вслед за Крымом якобы неминуемо захватит всю Прибалтику от Таллина до Вильнюса. «Тогда ещё тихие предостережения бизнесменов, экономистов, глав некоторых государственных и полугосударственных компаний, что антироссийские санкции приведут к чудовищному экономическому спаду для Латвии, не просто игнорировались, а приравнивались практически к предательству национальных интересов, к работе на российские спецслужбы и к отсутствию патриотизма. Пять лет мы гордо несли знамя фактически самой антироссийской из всех европейских стран, а правительственные творцы нашего "успеха" получали хвалебные оды из Брюсселя и терпеливо ждали начала перевалки грузов из Китая, инвестиций из стран Евросоюза и бонусных денег из еврофондов. Вместо этого из Китая пришел Covid-19, и в новой "вирусной реальности" экономика стала не просто падать, а прямо-таки с ускорением нестись вниз. Порты фактически встали, российский капитал по большей мере ушёл из "страны успеха", транзит загнулся, ряд компаний разорились, бюджет затрещал по швам, а Латвию покинули в поисках лучшей жизни еще пару десятков тысяч человек», – негодует Элксниньш. Бывший мэр Даугавпилса призвал власти Латвии хотя бы в дальнейшем воздержаться от действий, раздражающих Россию. Однако к нему не прислушались.
В этом плане, надо признать, действия латвийского государства отличаются известной шизофреничностью. Одно латвийское ведомство просит Россию не уводить транзит, а второе тем временем позволяет себе скандальную выходку, как будто специально задуманную для того, чтобы максимально разозлить Москву. 3 декабря латвийская Служба госбезопасности предприняла репрессивные действия против шести жителей страны – журналистов, сотрудничающих с российскими СМИ. К ним вломились в жилища, устроили обыски, допросили, наложили подписку о невыезде и завели уголовные дела. Такое вопиющее наступление на свободу слова, естественно, не осталось в Москве незамеченным. В частности, Алексей Пушков заявил: «В этих условиях обращение латвийского Министерства сообщения к российскому Министерству транспорта с просьбой сохранить латвийский транзит выглядит абсурдным.
Латвия должна платить цену за свои действия против российских СМИ и за преследование своих граждан, которые сотрудничают с российскими организациями. Поэтому Латвия, на мой взгляд, не должна рассчитывать на позитивное решение вопроса о транзите и других вопросов, в которых она заинтересована. Ведь эти действия являются действиями не только против граждан Латвии. Это враждебные действия против России.
Именно так это и надо рассматривать».
На данный момент перспективы латвийского транзита выглядят крайне плачевными. Тут надо иметь в виду, что вокруг железной дороги в Латвии кормятся ещё в несколько раз больше человек, чем непосредственно на ней работают. Подсчитано, что исчезновение российских грузов означает потерю благополучия не менее, чем для 75 тысяч жителей Латвии – работников столичного порта, железнодорожной отрасли страны и членов их семей. Также ранее предсказывалось, что в случае ухода угольного транзита экономика Латвии в год потеряет до 130-140 млн евро. И вот уже в январе 2020 года председатель правления «Латвийской железной дороги» Марис Клейнбергс сообщил, что в силу сложившейся ситуации предприятию придется уволить 1500 работников. ЛЖД пришлось в 2020-м свернуть проект по своей электрификации, на который уже выделили крупную дотацию из Фонда сплочения ЕС. Это заведомо ещё сильнее снизит конкурентоспособность железной дороги в будущем, но выхода нет – слишком всё плохо уже сейчас.
Также компании пришлось избавляться от ставшими ненужными активов. В частности, железная дорога выставила на торги 13 тепловозов, общая стартовая цена которых составила 878 846 евро. ЛЖД избавляется от локомотивов серий M62 (советский грузо-пассажирский тепловоз, созданный в 1965 году и выпускавшийся на Луганском тепловозостроительном заводе с 1965 года) и 2M62 (двухсекционный вариант М62, выпускавшийся с 1976 года). В середине мая провели аукцион по продаже дома отдыха бригад железнодорожников города Елгавы. В начале июля были объявлены торги по продаже 46 автомобилей, принадлежавших ЛЖД. В свою очередь, дочернее предприятие «Латвийской железной дороги» LDz Cargo в августе выставило на открытый аукцион 200 грузовых вагонов. В этой связи Министерство сообщения решило выделило «Латвийской железной дороге» 27,236 миллиона евро. Кроме того, Кабмин решил увеличить основной капитал компании на 32,422 миллиона. Иными словами, ЛЖД, ещё недавно считавшаяся одним из самых доходных предприятий Латвии, превратилась в дотационную компанию.
Алексей Терентье