Подобно декабристам, выступившим на сенатской площади - сенаторы РФ "взбунтовались" против распада и несправедливости. Пока только интеллектуально. Но всё равно очень важно! Возродить стратегическое планирование на современном уровне, усилить роль государства в привлечении инвестиций, приоритетно развивать информационные технологии — эти и другие антикризисные предложения обсудила Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития.
Либерализм не прижился!
Временная комиссия Совета Федерации по мониторингу экономического развития была создана в январе 2016 года, когда, по словам её руководителя Сергея Калашникова, первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике стало окончательно ясно, что модель МВФ и Всемирного банка для государств с «транзитной экономикой», навязанная нашей стране в 90-е годы окончательно провалилась. А её либеральная российская разновидность бесплодна и практически, и теоретически, хотя её и пытаются гальванизировать отечественные либеральные экономисты.
За год с небольшим комиссии, куда вошли сенаторы, видные учёные, представители предпринимательских и общественных организаций, удалось создать масштабную, хорошо рассчитанную и ориентированную на современный и перспективный технологический уклад стратегию развития экономики.
Коротко её суть сформулировал член комиссии сенатор Николай Рыжков, последний председатель Совета Министров СССР (Валентин Павлов был в должности премьер-министра со значительно меньшими полномочиями): перейти к сочетанию плановых и рыночных начал в экономике, учитывая опыт Китая, Вьетнама и Индии; усилить роль государства в управлении экономикой в связи с тем, что расчёты на большую эффективность частной собственности не оправдались; ориентироваться на преобладающее развитие инновационных отраслей, формирующих новый технологический уклад.
На основе этих подходов был сформирован проект «Стратегии развития российской экономики: программа неотложных мер» — документ, наиболее комплексно и полно среди публичных альтернативных концепций (включая и разработки Столыпинского клуба) предлагающий набор взаимосвязанных мер и преобразований, исходя не из умозрительных представлений, а из вполне конкретных и не очень оптимистичных показателей российской экономики и её четвертьвековой истории.
Реабилитация Госплана
Один из столпов советско-российской экономической науки академик Абел Аганбегян предложил в новом качестве использовать методики советского планирования, основываясь на цифровых технологиях и современных возможностях максимально быстро получать и обрабатывать информацию. В государственном, базовом для страны секторе ученый предложил вернуться к практике прямого планирования, а в частно-корпоративной сфере — использовать индикативный метод с помощью экономических стимулов, ориентируя мелкий и средний бизнес на развитие приоритетных отраслей.
На стратегических же направлениях — создании и подъёме инновационных отраслей, формирующих новый технологический уклад, решающая роль государства сомнению не подвергается: частная инициатива не способна в короткие сроки решать подобные жизненно важные для страны задачи, что доказала практика последних лет, потенциал бизнеса, даже крупного, не соответствует масштабам таких задач. Инвестиций, по мнению Аганбегяна, в стране достаточно, к тому же финансовое состояние России позволяет достаточно безболезненно взять взаймы до 400 миллиардов долларов.
Наряду с другими мерами вполне реально, как следует из расчётов учёного, уже к 2019-2020 годам получить ВВП с ежегодным ростом 3-4 процента, а к 2025-му — 5-6 процентов. Не все, однако, были согласны с такими предложениями: Вячеслав Штыров, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, например, считает, что России следует максимально сосредоточиться на внутренних резервах с тем, чтобы полностью исключить финансовую и технологическую зависимость от Запада там, где это возможно. А таких ресурсов хватает — начиная от банковских активов, используемых лишь на 6 процентов в качестве инвестиций, до сбережений населения и плановой целевой эмиссии. Впрочем, эти и другие детали, как подчеркнул Вячеслав Калашников, дают простор для дальнейшего обсуждения концепции и привязке её к конкретным экономическим реалиям.
Итоговый вариант после всестороннего осуждения, к которому Калашников пригласил и присутствующих на заседании представителей социально-экономического блока Правительства, будет разослан во все высшие властные структуры, включая президента и Совет безопасности России.
Юрий Скиданов